Воскресенье, 05 мая 2024 14:27

Следуя за Христом

Оцените материал
(0 голосов)

– Мне было восемь лет, когда я познакомилась со схиархимандритом Серафимом. Жила вместе с мамой в селе Кутуково Спасского района. Ходили пешком в Казанский храм села Срезнево Шиловского района, где с 1959 по 1964 год служил отец Серафим. По пути надо было перейти через речку. Зимой это сделать легко по льду, а весной воды разливались. Тогда отец Серафим брал топор, молоток, пилу и сам мастерил мостик. Люди приходили в храм и удивлялись: кто же это сделал? А батюшка никогда не признавался, что это была его работа.

Помню, стояла в храме и думала: вот бы мне увидеть живого монаха. Не понимала тогда ещё, кто это. А батюшка вышел из алтаря в полном облачении, подошёл ко мне и сказал: «Вот, это я монах, смотри!»
В то время опасно было в храм ходить с детьми. И нас зачастую переодевали, закрывали платками глаза до половины и сажали на клирос, как будто мы старушки. А иначе председатель сельсовета на отца Серафима донёс бы сразу, что тот привлекает детей в церковь и отравляет их. Ведь религия считалась опиумом для народа.
Под Вербное воскресенье люди часто приносили в храм рыбу. Некоторые рыбаки занимались браконьерством и тоже несли батюшке свой улов. Однако отец Серафим отказывался у них брать: «Мне не нужно, у меня уже есть рыба». Он видел духовным зрением, кто честно, а кто обманным путём ловил рыбу.
Однажды после ночной пасхальной Литургии батюшка подошёл к нам, прихожанам из разных сёл, и сказал: «А вы разговляться сейчас не будете. Быстро переходите реку по льду и идите до храма Николая Чудотворца в селе Исады». Только мы прошли через реку и поднялись на пригорок, как за нами начал трескаться лёд. Вот как отец Серафим всё предвидел и благословил нам скорее возвращаться домой.
На Светлой седмице к нему подходили школьники: «Батюшка, нас учителя заставляют в первый день Пасхи ходить по домам и собирать помёт куриный. Как быть, не ходить?» «Нет, ходите», – ответил священник. Дети начали стучать в дома, а бабушки им вместо помёта давали куриные яйца освящённые, конфеты, пироги, пряники. Батюшка это предвидел, поэтому и дал деткам своё благословение.
Батюшка на мопеде
– На меня в те годы рисовали в газетах карикатуры, и я говорила с сожалением отцу Серафиму: «Батюшка, меня опять нарисовали». «А я тебе сейчас вот что покажу. Смотри, меня-то нарисовали как!» И показывает мне шиловскую газету, в которой его изобразили в длинном одеянии на мопеде с развевающейся в разные стороны бородой. «Вот какой почёт и уважение», – улыбался батюшка.
Однако личный транспорт у него появился не случайно. Однажды зимой за отцом Серафимом на лошади приехал мужчина, чтобы священник причастил тяжелобольного человека. Зимой темнеет быстро, и на обратном пути в лесу мужчина скинул с саней отца Серафима, чтобы забрать его маленький саквояжик, в котором были Святые Дары, а незнакомец думал, что какие-то драгоценные вещи. Но батюшка с саквояжиком не расстался. Упал в сугроб в овраге и не мог никак выбраться оттуда. Лежал какое-то время в снегу. Но к восьми часам утра на Литургию всё-таки приполз.
А мог бы замёрзнуть – снег очень глубокий был. После этого случая батюшка решил, что ему нужен личный транспорт. И стал на мопеде ездить.
По велению души
– Помню время, когда нас заставляли вступать в пионеры. Отец Серафим в таких случаях советовал поступать по велению души. Он не говорил: «нельзя», а только подчёркивал: «как душа». Меня исключили из школы за отказ надеть красный галстук. Моя мама трудилась на овощесушильном заводе и, придя вечером домой, не знала, что я не ходила в школу. Пришла домой учительница и сказала маме: «Мария Владимировна, почему вы не разрешаете вашей дочери вступать в пионеры?» Она говорит: «Этого я не знаю, она мне ничего не рассказывала, с ней разговаривайте». Я твёрдо ответила, что не надену красную тряпку на шею. Учительница взглянула на меня, но промолчала. Через два дня мне разрешили продолжить обучение в школе. Отец Серафим всегда повторял мне: «Самое главное – не бойся ничего и веди себя строго».
Отец Серафим скончался 7 октября 1989 года. Мне чудесным образом удалось проводить его в последний путь. В то время я жила и работала в Рязани. Ко мне в гости приехала моя мама из Кутукова и сказала: «Я так давно не была в Скорбященской церкви. Давай сходим». Мы пришли вечером в храм, а нам говорят: «Сейчас отца Серафима привезут. Батюшка скончался». А мы ведь не знали ничего, мобильных телефонов раньше не было. Вот так отец Серафим пригласил нас на своё погребение.
Отец Николай, служивший в то время в храме, сказал: «Все духовные чада батюшки, подойдите к его гробу». И священник открыл лицо отца Серафима, чтобы все духовные чада смогли его увидеть. Батюшка лежал белый-белый и улыбался.
Дорога в Дивеево
– Я никогда не думала, что буду жить в Дивееве под покровом Царицы Небесной. Окончила Рязанский медицинский колледж, получила специальность фармацевта. Всю жизнь занимала должности заместителя руководителя организаций. Схиархимандрит Серафим говорил, что работа на таком посту самая хорошая, когда ты не главный, но и не последний. «Вперёд не беги, сзади не отставай и во всём Божией помощи проси», – повторял он.
В 1991 году в Москву после второго обретения привезли мощи батюшки Серафима. Я помчалась в столицу. Поклонилась саровскому старцу в Богоявленском кафедральном соборе, и меня неожиданно попросили помочь в уборке этого храма. Я согласилась и провела там весь день. Время близилось к вечеру, пора ехать в Рязань, а я даже не успела в магазин сходить в Москве, чтобы продукты купить. Тогда с этим проблема была – всё только по талонам давали. Я ведь не сказала своему неверующему мужу, зачем на самом деле в Москву поехала, и возвращаться с пустыми руками было нельзя. Зашла в ближайший магазин и, к своему большому удивлению, купила всё, что нужно. Домой еле доехала с тяжёлыми сумками.
Во второй раз ездила к мощам вместе с мамой и детьми. А потом встретила знакомую, которая сказала мне: «Тётя Зина, завтра мощи батюшки Серафима из Москвы увозят». Я все дела бросила, взяла на работе отпуск, оставила мужу записку, что поехала в Ярославль к родственникам, а сама помчалась в Москву. Возле Богоявленского собора движение было перекрыто, народу столько, что яблоку негде упасть. Я стояла возле железного ограждения целый час и плакала, понимая, что не смогу попасть в храм. Стражи порядка пропускали группу из двенадцати человек с большими гладиолусами в руках, и один охранник взял меня за шиворот и протолкнул вместе с ними. Так я чудом оказалась в храме. С девяти утра до пяти вечера простояла без еды и воды.
Рака с мощами Серафима Саровского была установлена напротив алтаря, и, кроме священнослужителей, туда никого не пускали. А мне так хотелось приложиться к мощам в третий раз! И я поехала вслед за ними в Дивеево. Пять дней трудилась там во славу Божию, и так не хотелось уезжать. Слёзы текли. Выходя из храма, столкнулась в дверном проёме с женщиной в чёрной одежде.
– Ты что плачешь? – спросила она.
– Мне так не хочется отсюда уезжать. Приеду и сразу разведусь с мужем.
– Нет, потерпи. Год потерпи, полтора, два...
Прошёл год, полтора года, а потом и два. Я предложила мужу поехать в Дивеево, и он вдруг согласился, купил билеты. А потом отказался от поездки и мне сказал: «Ты тоже никуда не поедешь». Но я была непреклонна и собрала вещи в дорогу. Муж проводил меня до вокзала. На перроне я поцеловала его в щёку и запрыгнула в поезд.
В Дивееве меня встретила знакомая монахиня со словами: «Быстро беги полы мыть, сейчас Патриарх зайдёт!» Выношу из храма последнее ведро с водой, и по лестнице навстречу поднимается Святейший Патриарх Алексий II.
Потрудилась я в монастыре пять дней. Но так сложились обстоятельства, что вернулась домой на сутки позже. Зашла в квартиру, и раздался телефонный звонок.
– Вы приехали? – спросил мужчина, представившись сотрудником милиции.
– Да.
– Никуда не уходите.
Меня охватило неприятное волнение. Оказалось, что супруга убили. Сердце моё замерло, и я сразу вспомнила слова, сказанные мне в Дивееве женщиной в чёрном одеянии: «Потерпи мужа год, полтора, два...»
И вот Господь так управил, что с 1999 года я живу рядом с Серафимо-Дивеевским монастырём и продолжаю трудиться в обители по мере сил. В Рязани остались взрослые сын и дочь. С радостью приезжают в гости.
Записала Вероника МИЛОВА

Прочитано 417 раз
Другие материалы в этой категории: « «...Встань меж ними равной, Анна»