Логотип рязанской газеты "Благовест"

Преподобный Сергий в Переяславле Рязанском

Автору и давнему другу нашей газеты, писателю Алексею Петровичу Хлуденеву исполнилось 75 лет. От души желаем ему доброго здравия, осуществления творческих планов, которых у него еще немало. С интересом ждем выхода в свет исторического романа, над которым сейчас работает А.П. Хлуденев. А нашим читателям предлагаем отрывок из его романа «Олег Рязанский», в котором рязанский князь встречается с преподобным Сергием Радонежским.

Глава 12

Посольство во главе с Сергием Радонежским прибыло на Рязань в дни Филипова говения, когда уже выпал снег и устоялся. Достигши Троицкого монастыря в предместьях Переяславля, отец Сергий помолился в нем и переночевал, почти всю ночь стоя на молитве. На следующее утро за ним приехали посланные князем Олегом Ивановичем сын Федор, зять Иван Мирославич, несколько бояр и священников – посланцев рязанского владыки. Князь и владыка в окружении бояр и священников ждали московское посольство у ворот Глебовской башни. Чуть в сторонке стояла большая толпа простых горожан. На башне, на крепостных стенах под двускатными крышами – стражники в тулупах. Их об ветренные лица обращены к Верхнему посаду. Звонил висевший у башни тяжелый вестовой колокол.

– Едут, едут! – оживились на башне и стенах.

– Эвон, сколько их!

– Лепо идут кони!

– Одева на московитах пригожая...

– Еще бы! Бояра!..

– А и наши не ударили лицом в грязь. Смотри: молодец к молодцу!

– А как же! Срамиться перед московитами нельзя.

– Как бы московиты не обдурили наших! Ишь до чего додумались – отца Сергия послали...

– Не... Нашего государя Ольга Ивановича не обвести им вкруг пальца.

Из ворот Верхнего посада выезжает на мерзлый бревенчатый мост вереница верхоконников и повозок. Впереди – в руках верховых – однохоботное и двухоботное знамена с изображением на них Спасителя. Сани визжат на мосту полозьями. В нескольких саженях от встречавших останавливается крытый возок, и из приоткрывшейся двери его сначала высовывается нога в лапте, затем показывается белобородый старец в простом монашеском одеянии. Овал лица его благороден, в его выражении какая-то внутренняя теплота, домашняя и притягательная. Неспешно и не по летам легко он выходит из возка и, охлопав себя по полам посконного одеяния, отыскивает глазами надвратную икону Бориса и Глеба, опускается на колени в снег, крестится и кладет земной поклон.

– Отец Сергий! – шелестит в рядах встречавших простонародцев. – Отец Сергий...

– Он и есть!

– Тощой, будто жук-бегунец!

– Постится, видать, строго...

– А глаза-то какие у него! Светлые...

Князь Олег, сойдя с коня, идет к отцу Сергию под благословение без внутреннего душевного трепета – для него сейчас старец прежде всего посол, который прибыл выполнять поручение его давнего врага-соперника Дмитрия Московского. Но, конечно же, не однажды слышав о том, что маковецкий игумен обладает чудесным даром целителя и прозорливца, он всматривается в его лицо с интересом. Отец Сергий ответно смотрит на князя дружелюбно и чистосердечно, но отнюдь не настороженно и даже не испытующе, как обычно смотрят послы. В то же время взгляд старца входит в него мягким светом, идущим как бы издалека-далека, из глубин громадного духовного опыта. Старец благословляет князя, и, когда Олег прикладывается к его руке, то вдруг чувствует, как в его душу вселяется что-то благотворное, умягчающее.

И в дальнейшем, когда после исполнения всех действий по уставу встречи идут в храм и владыка Феоктист в сверкающей драгоценными каменьями митре ведет службу, князь, иногда взглядывая на отца Сергия и, видя, как тот молится, отрешась от всего внешнего, и как лицо его становится все светлее и светлее, будто только что выпавший снег, чувствует в себе все ту же внутреннюю благодать. Она умиротворяет его, гасит в нем все прежние обиды на Москву, низводит настороженность в отношении всей московитской' свиты, сопровождавшей старца. И князь чувствует, что то умиротворение, которое происходит в его душе от благословения старца и его присутствия, рождает в нем чувство любви и братства ко всем, и к прибывшим московитам тоже.

Спустя какое-то время Олег Иванович принимает посольство дворце. На приеме обнаруживается, что московиты прибыли не с пустыми руками. В грамоте, торжественно врученной Олегу Ивановичу, предлагалось рязанцам заключить договор с Москвой о вечном мире и любви, но не только за счет уступок с рязанской стороны, а и со стороны московской. Коломну и Лопасню московские правители не уступали, однако, в отличие от условий московско-рязанской договоренности после Донского побоища, обещал не притязать на Тулу и Берести. Среди новых условий было и такое: рязанский князь не низводился до степени младшего князя по отношению к московскому, а уравнивался с ним.

Вслух прочитанная дьяком грамота – внушительный свиток с печатью на шелковом шнуре – не то чтобы сделала рязанских бояр тотчас умиленными и уступчивыми, однако ж произвела на них впечатление. Во всяком случае, все они устремили ожидательный взор на своего князя – что он скажет? Как отнесется к новым предложениям Москвы? Как прежде, ответит тихо и решительно «нет»?

Ответ князя и благосклонен, и многообещающ:

– Что ж, тут есть о чем подумать...

Князь все же напоминает послам из Москвы, что рязанцы, как и впредь, рассчитывают на возврат Коломны и Лопасни. Но теперь в его голосе нет той жесткости, той неуступчивости, какая была во время приема предыдущих посольств. Теперь в его голосе другая интонация – мягкая. Все понимают, что условие он выставляет по традиции, но стоять насмерть на этом условии не будет. И все – московиты и рязанцы – улыбаются: одни потому, что уже чувствуют близость торжества Сергиева посольства, другие –что ожидаемая удача переговоров будет во благо и Рязани.

Алексей ХЛУДЕНЕВ

 

На фото: мозаика «Сергий Радонежский с предстоящими князьями Олегом Рязанским и Димитрием Донским» в Троицком монастыре г. Рязани.

«Любовью и единением спасемся»

В этом году весь русский мир отмечает 700-летие со дня рождения великого молитвенника и подвижника, одного из самых почитаемых православных святых – преподобного Сергия

Пополняя нравственный запас

или Историческое значение духовной деятельности преподобного Сергия Радонежского для Государства Российского

«Крым всегда был русским»

Крым – это земля, как говорил архимандрит Авель (Македонов), соединяющаяся с райской землей

На Светлой седмице

В Лазаревском храме г. Рязани приняли на Пасху 80 детей из общественной организации многодетных семей «Оберег»

Русское слово как скрепа

Сегодня присоединение Крыма – главное историческое событие современности

Как помочь сыну

Каждый человек – это особый мир, и каждый случай – частный, каждая судьба – уникальна

По святым местам

Совместно с Русским географическим обществом в честь 300-летия Дома Романовых он был назван землей императора Николая II

Виноградовский фестиваль

Главный приз Фестиваля «Гран-При» получил хор духовенства Касимовской епархии, регент иерей Симеон Малофеев

Анкета. Промывание мозгов

Совсем недавно мне пришлось анализировать школьные учебники, в которых детям преподаются размытые ценности

ПДД для детей

Ребенка нужно учить не расслабляться на переходе, непрерывно осматривать дорогу в двух направлениях

Катя-Серафима-Елисавета

Маленькая, сухонькая, несколько согбенная бабушка в монашеском облачении с ясным и живым взором

Петр и Павел – близнецы-братья

Московский историк Михаил Морозов любезно предоставил сведения о протоиерее Павле Стефановиче Преображенском

Преподобный Сергий в Переяславле Рязанском

Посольство во главе с Сергием Радонежским прибыло на Рязань в дни Филипова говения

Секреты русской истории

Какое сейчас обилие книг! Как выбрать и найти СВОЮ?

Царский вопрос

Политическое возрождение России находится в зависимости наших сердец

Православные шутят

Наступила разрядка после напряженного дня, в течение которого она часто крестилась, проходя мимо двери домового храма

Актуальная поэзия

Народ, разделенный на «свой» и «чужой», Стал огненной лавой, опасной толпой

мозаика «Сергий Радонежский с предстоящими князьями Олегом Рязанским и Димитрием Донским» в Троицком монастыре г. РязаниА.П. Хлуденев