Логотип рязанской газеты "Благовест"

Обагренная мантия

В 50–60-х годах XVII века, при патриархе Никоне, с большой активностью проводилась христианизация Рязанского края. На Шацкой земле проповедовал христианство архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил. Здесь он и совершил свой духовный подвиг.

Борьба за благочестие

Родился святитель в 1617 году под Новгородом и в юности поступил иноком в один из монастырей, где, спустя несколько лет, был рукоположен в сан иеромонаха и стал ризничим архиерейского дома.

В 1651 году скончался архиепископ Рязанский и Муромский Моисей. 13 апреля (по старому стилю) 1651 года в присутствии царя Алексея Михайловича иеромонах Мисаил был рукоположен в епископа с возведением в сан архиепископа Рязанского и Муромского. Ровно через месяц, 13 мая, архиепископ Мисаил прибыл из Москвы в Переяславль Рязанский. Вскоре он узнал, что в отдаленных уголках края, как и в давние времена, господствуют суеверия и оставшиеся от язычества обряды и обычаи. Обеспокоенный таким положением дел, он разослал по городам и селениям грамоту, в которой говорилось о замеченных им беспорядках и нарушениях церковных правил.

Архиепископ наставлял священнослужителей: «Игумены, дети смирения нашего, не держите у себя по монастырям в погребах, ледниках, кельях ни вина, ни пива, ни медов хмельных. Прикажите строго в вотчинах монастырских служителям и крестьянам, чтобы не курили вина к праздникам, не варили пьяного пива и браги и не готовили хмельных медов… Церкви Божии не должны оставаться у вас без пения никогда. Учите своих детей духовных и прихожан страху Божию и запрещайте ходить в кабаки…»

Архиепископ Мисаил взялся искоренять языческие празднества. Много и других запретов последовало по его воле: овдовевшие священники и диаконы, вступившие во второй брак, отлучались от богослужения; отрешены от своих приходов были и священники, любившие приложиться к рюмочке. Владыка употребил также немало усилий по упорядочению церковного богослужения. К тому времени в храмах утвердился обычай многоголосия. Архипастырь же предписывал духовенству «петь и говорить в церквах Божиих единогласно».

В 1652 году скончался патриарх Иосиф, и на патриарший престол был избран митрополит Никон, благоговевший к архиепископу Мисаилу. Новый патриарх приступил к церковной реформе. Было начато исправление церковно-служебных книг. Начался раскол в обществе. Христианская вера и в окраинных землях поколебалась.

Архиепископ Мисаил писал в увещевательной грамоте: «Да ведомо нам учинилось, что в Шацком и Кадоме, и в уездах православные христиане со своими женами и детьми лет по 30, по 40 и по 50 и больше посты не постятся, у священников не появляются и не причащаются. И вам бы, священникам, в своих приходах учинить о том заказ крепкий. А которые будут православные христиане ослушаться, и мы учнем писать о них государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси…»

В окраинных землях было немало и таких священников, которые, презрев свои пастырские обязанности, занимались отхожими промыслами, а церкви подолгу стояли закрытыми, «без петья-четья». Архиепископу пришлось и об этом написать государю. В ответ последовала царская уставная грамота, в которой повелевалось строго наказывать вероотступников.

Крещение «инородцев»

Горя желанием донести свет православия в отдаленные уголки епархии, Мисаил обратился к государю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить ему крестить «инородцев». По царскому указу и благословению Патриарха архиепископ зимой 1654 года отправился в мещёрские края. Его сопровождали думный дьяк Савва Зверев и архимандрит Черниева Николаева монастыря Василий.

В Касимове и Касимовском уезде архиепископ крестил много «инородцев», в том числе двух татарских царевичей с семьями. Отсюда он направился в шацкую сторону. Остановился архипастырь в дворцовом селе Конобеево.

По распоряжению владыки в Конобеево прибыли игумены и священники из Шацка, из ближайших монастырей. Отсюда преосвященный Мисаил выезжал в окрестные мордовские деревни, где обратил в православие немало язычников. Грамотой, разосланной по всем селениям округи, преосвященный Мисаил от имени государя велел жителям явиться в Конобеево для принятия святого крещения, а сам отправился в село Ялтуново и деревни Устье и Ямбирно. Миссионерская деятельность Мисаила имела успех: в одном из сел крещение приняли все 315 жителей. Однако жители некоторых селений, куда были посланы грамоты владыки, не явились в Конобеево на крещение и через посланных передали, что отказываются принять Христову веру. Более того: «инородцы» угрожали архиепископу расправой. Тогда Мисаил отправился в тамбовские края, где обратил в христианство около 4200 человек.

Миссионерская деятельность архиепископа Мисаила получила одобрение государя и Патриарха, он получил в подарок золотую святительскую шапку, инкрустированную жемчугом и драгоценными камнями, стоимостью в одну тысячу рублей, а также стал владельцем 10 тысяч десятин земли и 20 тысяч крепостных крестьян.

Гибель архиепископа

Будучи в Москве по случаю «соборного книжного исправления», архиепископ Рязанский и Муромский снова попросил Патриаршего благословения на проповедь христианства в Шацке и Кадоме, а также в их окрестностях. Никон благословил Мисаила, а тот обратился к государю с просьбой содействовать силой царской власти христианизации отдаленных «украин». Алексей Михайлович не только выдал Мисаилу царскую грамоту, но и направил в помощь христианскому проповеднику думного дворянина И. П. Матюшкина.

Архиепископ в сопровождении Матюшкина, а также архимандрита Черниева Николаева монастыря Василия в феврале 1656 года опять отправился в шацкие края. На этот раз он остановился в селе Берёзово, где пробыл четыре недели. Однако мордва неохотно соглашалась принять крещение. Мисаил стал ждать новых указаний из Москвы. Наконец, пришла царская грамота, в которой Алексей Михайлович повелевал архиепископу взять с собой для безопасности государственных служилых людей из Конобеева и при их поддержке насильственно крестить мордву и татар.

Мисаил со своими сопровождающими выехал в деревню Ямбирно, но на околице преосвященного встретила толпа недовольных – более 500 человек, вооруженных ружьями, луками, рогатинами, дубинами. Когда архиерейский конюший, боярский сын Акиндин Бахолдин, и еще несколько человек из архиерейской свиты приблизились к околице, противники веры Христовой приготовились к сопротивлению. Тогда Мисаил сам поехал вперед, чтобы объявить язычникам царский указ о крещении. Но толпа разогнала охрану архиепископа и набросилась на него. Бахолдин, защищая владыку, спас его от удара копья. В это время один мордвин выстрелил в архиепископа из лука. Стрела пронзила левую руку владыки и попала в сердце... Преосвященный приказал вынуть стрелу. Бахолдин выдернул ее из раны, но из рясы вынуть не смог, поскольку толпа язычников напала на него. С боярского сына сбили шапку, ударом дубины разбили седло его коня. Но Акиндин сумел отбиться от атакующих и поспешил к архиепископу. Тот уже изнемогал от раны и валился с коня. Тогда Акиндин с помощью ризничего Варлаама уложил святителя в сани, и они смогли оторваться от преследования. Снег был рыхлый, и кони шли тяжело – было уже 1 апреля (по старому стилю).

Святителя привезли в село Агломазово. Чувствуя свой близкий уход, он усердно молился, умывая своей кровью голову и лицо. 10 апреля священномученик скончался...

Тело архиепископа Мисаила захоронили в Черниевом монастыре, однако после праздника Святой Троицы останки владыки по указу государя и благословению патриарха были перевезены в Переяславль Рязанский. 3 июня (по старому стилю) тело священномученика положили в гробницу в церкви святого Архистратига Михаила, где было оставлено без погребения до царского указа...

Между тем началось расследование обстоятельств убийства архиепископа. Следствие проводилось в селе Конобеево. История сохранила имя убийцы святителя Мисаила – им оказался мордвин Гаричушка. Смерть архиепископа не была напрасной. Пока шло следствие, много мордвы и татар приняли православную веру...

Почти через год после смерти святителя Мисаила пришел царский указ о погребении самоотверженного богослужителя. Тело Мисаила было положено в усыпальницу Архангельского собора. Рассказывают, что тело святителя было целым и невредимым, хотя и пролежало без погребения около года...

Прославление

Голубая походная мантия архиепископа, обагренная его кровью, хранилась как святыня сначала в архиерейской ризнице, затем в Архангельском соборе. После Октябрьского переворота мантия обрела место в Рязанском краеведческом музее, а в 1994 году передана Рязанской епархии и находится в Свято-Иоанно-Богословском монастыре.

12 января 1987 года святитель-мученик Мисаил был причислен к лику рязанских святых, а в 2001 году прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.

В 1998 году, когда отмечалось 800-летие Рязанской епархии, мощи священномученика Мисаила были перенесены в Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани..

27 мая 2006 года в селе Ямбирно, на месте гибели архиепископа, установлен Памятный знак, в основание которого заложена капсула с текстом, обращенным к потомкам... Образно говоря, кровь священномученика Мисаила, пролитая на шацкой земле, стала тем семенем, из которого произросли животворные побеги Православия.

Александр ПОТАПОВ

Дыхание Выши

 «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить»

И спросила кроха

Семья – это основа государства, и восстанавливать классическую семью, прежде всего, надо через информационную политику

Обыкновенное чудо

Можно ли привыкнуть к чудесам? Наверное, можно, если внимательно присушиваться и присматриваться к самому себе

Чтобы не было войны…

Мы начинаем понимать, что, кроме Бога, в мире защиты нет

Обагренная мантия

Учите своих детей духовных и прихожан страху Божию и запрещайте ходить в кабаки

Подвиг князя Кильдишева

Россия не забыла о подвиге молодого князя и наградила его Георгиевским золотым оружием

Сильные средства

Почему при освящении дома или квартиры надо брать только крещенскую воду

Настоящие мужики

Мотопробег «Отцы России за многодетную семью», стартовавший из Владивостока и объехавший большинство регионов России

О роли отца

Раньше дети легко понимали, что надо уважать старших

Игумен земли русской и Сергей Есенин

Вклад преподобного Сергия Радонежского в строительство государства Российского особенно важен для рязанцев

«И свеча не угасла…»

«Он далеко, – как говорил В.О. Ключевский, – выступил за границы времени»

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

9 октября – день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Знаток душевной раздвоенности

Ясновидец душевно-духовной жизни человека и мира. Он не живописец, а психолог

Свет светильна

Вообще, славословие – высшая форма молитвы, когда человек всем сердцем и умом погружен в любовь к Богу

архиепископ 
Рязанский и 
Муромский Мисаил