Логотип рязанской газеты "Благовест"

По следам публикаций

Опасная подмена

Самая главная забота родителей – судьба их детей. Так было всегда. Но в наше время, когда и опытному взрослому человеку порой трудно понять, где правда, а где ложь, когда никого не удивляет, что за благородными словами часто скрываются неблаговидные корыстные намерения, когда в повседневной жизни у человека  даже нет возможности выбора между добром и злом – часто ему приходится выбирать из двух зол меньшее,  забота о будущем детей превращается в мучительное беспокойство. Кто из нас не знает ужасающих примеров: семья вполне приличная, сына любят, сын – смысл жизни родителей,

а он становится наркоманом; или девочка послушная, учится хорошо, ходит в кружки, особых проблем ни родителям, ни учителям не создаёт, а в возрасте пятнадцати лет бросается с пятнадцатого этажа вниз. Как остановить, как уберечь? Ведь мы не сможем каждую минуту жизни быть рядом с ребёнком. Очевидно, надо дать ему прочную нравственную основу, сформировать прочный внутренний стержень. Необходимо, чтобы ребёнок знал не только со слов взрослых, что нельзя пробовать наркотики и пить пиво или, не дай Бог, что покрепче,  что нельзя вести себя распущенно, что нельзя воровать, что свои обязанности надо выполнять добросовестно, что к старшим нужно относиться с уважением, что нельзя думать только о себе, что нельзя становиться предателем.  Нужно, чтобы он сам не хотел делать зла, а делание добра было бы его внутренней потребностью, чтобы ребёнок мог сам ориентироваться в подобных вопросах. Только эта внутренняя убеждённость и стойкость ребёнка, подростка может быть своего рода гарантом от вызовов современного мира. По сути, мы говорим о формировании жизненных установок, то есть мировоззрения, которое во многом определяет судьбу человека.

Какое отношение все сказанное имеет к литературе как к учебному предмету? На мой взгляд, самое непосредственное. Решение этих проблем, глубоко убеждена я,  во многом зависит от того, как преподается в школе литература, от того, что читают наши дети.

 Литература, как никакой другой предмет, влияет на формирование мировоззрения и воспитание души. Русская  классическая  литература, основанная на христианских ценностях, учит любви, состраданию, умению прощать, рождает веру в добро и справедливость, дает возможность осознать свою связь с предками и свою ответственность перед будущими поколениями. А потому постепенное вытеснение литературы из школьного курса, неоправданное изменение программы очень опасно.  Становится страшно, когда думаешь, что вырастет поколение, которое само не знает, кто такой  Гоголь, а потому в дальнейшем не расскажет о нем своим детям.

 Значит, скорее всего, многие никогда не прочитают, например, о том, что «нет уз святее товарищества», о  том, что такое «породниться родством по душе», ну и, конечно, о том,  что «таких, как в Русской земле, не было таких товарищей» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

 Значит, именно с нас начнется забвение Гоголя и Крылова, именно мы несем за это ответственность, это будет наш «вклад» в русскую национальную культуру. Мне могут возразить: современные дети и так почти ничего не читают (неважно, по какой программе их учат), а на уроках литературы обходятся кратким содержанием, литература подчас преподаётся скучно и неинтересно, а чтение книг и написание сочинений становится для школьников тяжелой и нудной обязанностью. Нельзя с этим не согласиться. Но ведь, решая эти проблемы, надо бороться с недостатками в процессе преподавания, а не с самим учебным предметом. Налицо очевидная и очень опасная подмена.

Алла Геннадьевна РУССКИХ,

Кандидат педагогических наук,

 доцент кафедры русского языка и методики его преподавания

 РГУ имени С.А. Есенина

www.semyaryazani.ru

 

 

 

В начало

Таинство соборования

Таинство соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения

Царь и Патриарх: симфония власти

 Идеалом взаимоотношений между церковной и светской властью в православном мире всегда считался принцип симфонии властей

На пути к созерцанию

Даже самое маленькое дело нашей жизни – ужинает ли человек, гуляет ли с собакой, подметает ли улицу – можно творить во славу Божию, как молитву

ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, в начале своего царствования Михаил Романов имел другой, самый главный дар – дар общения с Богом

С собрания в сопротивление

Объединение православных и красных удивило многих. Но СМИ «ухитрились» эти выступления не заметить

Уроки Макаренко

Этот замечательный педагог умел говорить о сложном простыми и понятными словами, а это дорогого стоит!

На взлете

Женя никогда не разделяет духовную и профессиональную жизнь и считает, что православие помогает человеку в занятиях творчеством

Опасная подмена

Самая главная забота родителей – судьба их детей. Так было всегда. Но в наше время, когда и опытному взрослому человеку порой трудно понять, где правда, а где ложь

Школа. Оболванивание продолжается?

Русская классическая литература играет в процессе воспитания ключевую роль. И роль эта определяется тем внутренним духовным настроем, (имеющим в себе, несомненно, православные корни), который несет в себе русская классика

«В Боге нет смерти»

20 лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной Пустыни были зверски убиты три монаха: иеромонах Василий (Росляков), инок Трофим (Татарников) и инок Ферапонт ( Пушкарев)

О юродивой Наталье Путятинской

Наталья Флоровна. Фамилия неизвестна. Родилась в с. Путятино Рязанской губернии. Странствовала по Шацкому уезду. В последние годы жизни жила в с. Новоселки Шацкого района

Полицаи мысли действуют!