Звездочки колокольного звона Небольшая звонница в восемь колоколов с билом и дети в роли звонарей – такова теперь «визитная карточка» детского сада № 105 города Рязани. Звоннице два года, а в копилке юного коллектива есть награды. Трудно поверить, что ребенок в дошкольном возрасте способен овладеть приемами колокольного звона. Наталья Никитина, музыкальный работник сада, увлекалась инструментальным фольклором. Заинтересовалась звонарной культурой и прошла обучение у Широковой Валентины Ивановны на курсах при Московском институте культуры и искусств (рязанском филиале). А потом решила обучить колокольному звону детей. – Обучение колокольному звону способствует воспитанию патриотизма в детях, приобщает к истокам нашей культуры, – говорит Наталья Борисовна. – Он развивает память, реакцию, внимание, воображение, ладовый слух. Повышает культуру общения. Закладывает чувство ответственности за общее дело. Воспитывает волю к преодолению трудностей, потому что ритмично звонить сложно. В программе обучения предполагается и творческая импровизация – звон пробуждает интерес к сочинительству. В церкви звонарь, как правило, один, а Наталья Никитина работает с группой детей. В прошлом году обучающихся было восемь, но они выпустились в школу, в этом – семь. И все из подготовительной группы. На звоннице трехголосие. У каждого ребенка своя партия. Выходят звонить «тройками». У каждого свой секрет. Звонарь в било ведет счет до четырех, ударяя молотком на один и три, подзвонные вступают на два-четыре. Партия зазвонных колоколов – самая сложная. Чтобы научить вступать в нужной доле, Наталье Борисовне приходится придумывать для детей специальные поговорки-подсказки. Интерес к колокольному звону у детей велик, но прежде чем ребята освоят непосредственные приемы звона, им предстоит узнать, откуда появился колокол, что такое «било деревянное», в чем отличие большой, средней, малой группы колоколов, какие колокола называются зазвонными, какие – подзвонными и что такое благовест. Кажется, что все эти премудрости доступны только детям с абсолютным слухом. Но нет. – Абсолютно любой ребенок может научиться звонить, – утверждает Наталья Никитина. В православной культуре существует четыре вида звона: благовест, перебор, перезвон, трезвон. Всем этим видам звона музработник обучает своих воспитанников. Они узнают, что колокол похож на человечка: у него есть язычок, плечики, ушки и даже «юбочка». – Как появилась звонница в детском саду? – спрашиваю я. – Встретила я как-то свою знакомую. Она человек верующий, ходит в храм. Разговорились. Я рассказала ей о своем намерении обучить детей звону. Она заинтересовалась и решила пожертвовать довольно большую сумму. Потом наше начинание поддержала организация «Связь-Сервис-Ирга», а также коллектив детского сада. Мы обратились в Московский колокольный центр, где и приобрели колокола с билом, а формировать звонницу пришлось самим. В 2011 году дети приступили к ансамблевому звону. К их первому публичному выступлению во Дворце детского творчества воспитатель Татьяна Мартынкина пошила достойные костюмы в славянском стиле. Дети успешно выступили и стали лауреатами городского фестиваля фольклорных коллективов «Масленица», а еще через полтора месяца заняли первое место в «Звездочках детской эстрады» в номинации «Оригинальный жанр». В этом году ансамбль звонарей пригласили на фестиваль уже без предварительного отбора. Теперь звон сделали фрагментом более сложной музыкально-хореографической композиции. «Что ты, Русь, в снах своих затаила», – под эти слова выплывали на сцену девочки-лебедушки в красивых русских сарафанах, хороводом обходя березки и выстраиваясь в ручейки. Проникновенный звон колоколов в середине номера и… первое место в номинации «Русский стиль». После фестиваля, в пятницу светлой седмицы, дошкольники выезжали со своим номером к детям-инвалидам. 24 мая юные звонари выступили на концерте «Живое слово», посвященном Дню славянской письменности. Сейчас маленькие артисты стали выпускниками детского сада. Значит, очередная группа детей скоро начнет свое знакомство с духовным наследием русской культуры, выраженным проникновенным языком колокольного звона. Наталья ГОРДИЕНКО
|
Обеспокоенность судьбой своих детей лежит в основе деятельности родительских организаций Очень часто бывает, что беременную при принятии решении оставлять ребенка или нет, просто надо поддержать морально Может ли время вылечить женщину, совершившую детоубийство? И нужно ли уповать на время? В советское время молодежь воспитывали на образах героев войны и труда, то сегодня – на статистических цифрах Небольшая звонница в восемь колоколов с билом и дети в роли звонарей – такова теперь «визитная карточка» детского сада № 105 города Рязани Радость и чистоту души приобретаешь тяжелой работой – искренним раскаянием в совершенных грехах Случай, который произошел с мальчиком 4,5 лет в одном из Рязанских детских садов, – пример вопиющего безразличия и непрофессионализма медиков Издревле на Руси святыми называли источники или озера, с которыми связывали какие-то выдающиеся события, явления, нередко объяснимые не волей случая, а только Божиим Промыслом |