Логотип рязанской газеты "Благовест"

Сила князя Олега Рязанского

В преддверии 2012 года, объявленного Президентом России Годом  Российской истории, Рязанский государственный университет провел Всероссийскую научную конференцию, посвященную выдающемуся политическому деятелю – великому князю Олегу Рязанскому. Форум был организован при поддержке Правительства Рязанской области и Рязанской митрополии. Совместная работа по изучению жизни и трудов великого рязанского князя направлена на их всестороннее историческое исследование. Взвесив все «за» и «против»,  ученые стремятся донести до широкого круга общественности значение личности этого государственного деятеля. Причем не только как политика,  положившего всю свою жизнь на благоустроение вверенного ему княжества, но и как духовного лица.

Исторической и художественной литературы о великом князе в оценке современников и потомков сегодня не сосчитать. В свое время было достаточно много споров о его жизни, деятельности и заслугах. Было даже обвинение в адрес князя Олега Ивановича о его неучастии в Куликовской битве, ознаменовавшей начало избавления Руси от татаро-монгольского ига.  Последние исторические данные свидетельствуют, что Олег Иванович всецело был на стороне святого благоверного князя Димитрия Донского  в борьбе против татаро-монголов  и боролся за освобождение русского народа.

С именем князя Олега Рязанского связан расцвет Рязанского княжества, его силы и мощи. 

Православные люди верят, что  князь Олег Иванович Рязанский продолжает покровительствовать своей земле, своему городу.

 

Не стану продолжать защищать и оправдывать князя Олега, так как эта задача была блистательно решена историками как XIX века (Дмитрием Иловайским, архимандритом Иеронимом и другими), так и XX-го столетия. Покойный владыка митрополит Рязанский и Касимовский Симон, почитавший, как и многие рязанцы, князя Олега местночтимым святым, пишет об этом во многих своих трудах.

Мне хочется коснуться, в первую очередь, духовной стороны личности князя Олега Рязанского, составляющей основу его жития. Внутреннее состояние души князя Олега как христианина уходит на задний план у многих вышеупомянутых авторов, на фоне всего объема фактов становится малозаметным и как бы ускользающим из виду.

К XIV столетию, в то время, когда он жил, христианство на Руси существовало уже почти четыреста лет. С детства крещеный Олег, возрастая, пропитывался верой своих отцов. Ярким примером стояния за веру был для него пример трижды прадедушки святого благоверного князя Романа Ольговича Рязанского, умученного татарами за Христа в 1270 году «мученьми страшноужасными», как воспевает ему в тропаре Церковь. И таких примеров для князя в те времена было немало.

Верующим князь Олег был всю свою жизнь. И для него, как православного правителя, заботившегося о нравственности и религиозности своего народа, естественным делом была помощь в строительстве храмов и монастырей, радение об их благолепии. Князь Олег предстает перед нами, через те же известные литературные источники, как исповедник веры, защитник своего Отечества. Но, что, казалось бы, здесь такого необыкновенного? Ведь и другие русские князья вели себя подобным образом, с честью приняв на себя мученический венец, как благоверный князь Михаил Тверской.

Но самым главным качеством, с точки зрения верующего человека, которым обладал наш князь – это смирение. Возможно, нельзя отнести это ко всему периоду его жизни, но когда встал выбор между своим «я» и общей пользой Русского государства, он принял последнее со смирением. Да, он был именно смиренным, а не смирившимся. Многие удивятся. Как так, ведь мы знаем Олега, как умеющего хорошо воевать воина, не уступающего на поле брани, отстаивающего интересы рязанцев, нечуждого повеселиться и попраздновать, стоявшего за свое дело, свое Отечество. И вдруг – смиренный!? Да именно такой.

Смирившийся человек – это тот, кто под влиянием, давлением каких-то обстоятельств или людей, или от безвыходности не может противиться и смиряется поневоле. Но не таким был князь Олег. Как мы видим из летописей, он предстает пред нами как ярый защитник своих интересов. И ни Димитрий Донской, ни  другие войска не смогли противостоять мощи Олега в отстаивании пределов своего княжества. Более того, после победы над москвичами в битве под Перевицком он надеялся вернуть все земли, ранее захваченные Димитрием Донским. Распря, длившаяся три года, закончилась поражением князя Димитрия. И вынудила Москву просить князя Олега о мире. Казалось бы, высота положения была за князем Олегом, и можно было бы диктовать свои условия москвичам, что Олег и предполагал… Но все произошло иначе.

Осенью 1385 года в Рязань из Москвы отправляется посольство во главе с Игуменом земли русской преподобным Сергием Радонежским с миссией умиротворения княжеских раздоров, объединения русских земель. Беседы преподобного с князем Олегом, по словам летописи, «кроткими словесы и тихими речьми и благоуветливыми глаголы» смягчили Олега Ивановича.

Несомненно, преподобный Сергий Радонежский приехал в Рязань не без просьбы князя Дмитрия Донского. Но это для Олега Рязанского после встречи с преподобным было уже не важно, умиротворенный разговором со старцем, он смирился, и не стал требовать своего, пожертвовав своим «я» ради блага Отечества. Не будь Олег искренне верующим человеком, а значит и исполняющим заповеди Божии, он не послушал бы и преподобного. В лучшем случае из уважения к его известности промолчал бы, а сделал бы все по-своему. Таким образом, был заключен вечный мир с Москвой. И князь Олег стал первым из Рязанских князей, заложившим основу союза, в котором Рязань честно и верно служила Отечеству, радея об общей пользе объединенного Русского государства.

Этот мир, как мы знаем, был закреплен в 1386 году браком Федора, сына Олега, с дочерью Димитрия Донского Софией. Оба (и Федор, и София) покоятся в Христорождественском соборе Рязанского Кремля.

«Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название «вечного»: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками», – замечает историк Дмитрий Иловайский.

Встреча с преподобным Сергием глубоко повлияла на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он стал чаще бывать в монастырях, познал и полюбил монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и его супруга Евфросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух отшельников Василия и Евфимия Солотчинских. Почувствовав сакральное значение этого места, Олег решил заложить здесь обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Выбор этот был тоже не случаен. В этот день произошла победа русских войск на Куликовом поле. И все действия князя Олега Рязанского способствовали этой победе.

Монастырь был основан в 1390 г. Тогда же Олег Иванович постригся в монашество с именем Ионы. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-подвижником, стала его кольчуга, которую он постоянно со дня пострига носил под монашеским облачением.

То, что князь Олег был искренне верующим человеком, доказывает и то обстоятельство, что незадолго до своей кончины он принял великий Ангельский образ – схиму.

На Рязанской земле благоверные князь Олег и княгиня Евфросиния в течение многих веков почитались как местные святые. После их преставления, жители окрестных сел, благоговейно относясь к их памяти, почитая святыми, обращались к ним за покровительством и помощью в немощах душевных и телесных. Они надевали на себя в немощи княжеские вериги (кольчугу весом в 16 фунтов), просили у Господа исцеления и, по вере своей, получали просимое.

Почитание благоверных князя Олега и княгини Евфросинии как местночтимых святых продолжалось и в следующие столетия. Это подтверждается документами Святейшего Правительствующего Синода XVIII века.

Переписка 1856 года свт. Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского и Зарайского, с писателем и издателем  Андреем Николаевичем Муравьевым свидетельствует о почитании благоверного князя Олега, основателя Солотчинского Богородицерождественского мужского монастыря, и в XIX веке.  Святитель, хорошо изучив летописи и «Историю государства Российского» Карамзина, в переписке касается вопроса канонизации рязанских мучеников  и некоторых подвижников благочестия разных эпох – почему они не причислены к лику святых: «Что тому причиною, неизвестно, смутныя и тяжкие времена современников, холодность ли потомков, вражда ли Рязани почти непрестанная с Москвою, митрополит которой имел власть канонизировать, за умолчанием летописей, ныне узнать невозможно...

После 1917 года монастырь был закрыт. Останки князя Олега были переданы в музей. С.Д. Яхонтов, член ученой архивной комиссии, так писал об этом: «К этому времени «руйнование» монастырей закончилось, и Солотчинский стоял замученным старцем». Соборный храм Рождества Богоматери, в котором пребывали чтимые останки основателя монастыря благоверного князя Олега Рязанского, был весь разгромлен – там был устроен склад разных мастерских. Яхонтов выявлял, что можно было сохранить из ценных предметов: «Тут-то я выбрал кости Олега и княгини. Они хранились в особой гробнице. Жители поклонялись им как святым мощам, и монахи снабжали богомольцев белым песком, которого в Солотче не занимать. Висевшая до революции из стальных колец кольчуга князя – была взята в музей раньше. Женщины, страдавшие лихорадкой, прикладывались к ней и излечивались».

Яхонтов гробницы не взял, но он нашел дивом уцелевшую картину с изображением князя Олега Ивановича в монашеском одеянии и его супруги. Он взял это изображение «столь родное и как бы подтверждающее сказание о святости Олега». От мощей сохранился целиком один только череп. Что это кости принадлежат славной чете, это не подлежит сомнению. В то же время я обрел в этом храме икону Олега, на которой он изображен в схиме, с четками в руке». Привезенные в Рязань честные останки князя Олега и его супруги были помещены им в Архангельском соборе в кремле, где он готовился собрать их в костницу, а череп князя Олега был помещен под стеклянным колпаком.

И так, в 1923 г. честные останки князя Олега Рязанского, его кольчуга, парный портрет князя и его жены Евфросинии и другие святыни, связанные с пребыванием Олега Ивановича в Солотчинском монастыре, были переданы в Рязанский музей (ныне Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник).

13 июля 1990 г. честные останки благоверного князя Олега Рязанского были переданы из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Русской Православной Церкви. Одним из инициаторов возвращения главы был покойный архимандрит Авель , помнящий еще со школьной скамьи стеклянный колпак с главой князя в музейной выставке. Глава была перенесена в Свято-Иоанно-Богословский монастырь, где и хранилась до перенесения их в Солотчинский монастырь в 2001 году.

Всенародное почитание великого князя Олега Ивановича продолжается и в наше время. Это выражается и в том, что его изображение мы видим на современных гербах и города Рязани, и Рязанской области. Фигура воина в княжеском облачении впервые появилась на эмблеме Рязанской земли в первой четверти XVII в. В 1778 г. была образована Рязанская губерния. По Указу Екатерины II от 29 марта 1779 г. губерния получила официально утвержденный герб: на золотом фоне изображение князя, держащего в правой руке меч. Народное сознание сразу связало это изображение с именем князя Олега Рязанского. Степан Дмитриевич Яхонтов писал: «Он (Олег Рязанский авт.) наиболее способствовал утверждению за нынешней Рязанью положения столичного города; недаром с его именем связано имя Олегова дворца (здание Архиерейского дома), а в гербе Рязани… Олег Иванович».

28 октября 2007 года в центре областной Рязани – на Соборной площади – был установлен бронзовый памятник великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому как самому выдающемуся рязанцу, почитаемому народом Рязанской земли более 600 лет.

В Солотчинском монастыре имеется тетрадь, где записываются случаи исцелений, известные насельницам обители (несомненно, это не все случаи, т.к. многие верующие люди сохраняют такие моменты жизни в тайне).

Высота христианской жизни, нравственная чистота стяжали ему глубокое и благоговейное народное почитание. Он, по словам известного российского историка Д.И. Иловайского, принадлежал «к тем историческим личностям, которые отражают в себе черты известной эпохи или известного народа, закрывая своей тенью и предшественников, и преемников».

Будучи князем-иноком и князем-миротворцем, Олег Рязанский воспринимал свое княжение как крест, возложенный на него Господом, и более всего заботился о водворении мира в вверенных ему пределах – великом Рязанском княжестве, которое в тот период было самостоятельным государством. Только благодаря такому православному отношению к власти Олегу Ивановичу «Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».

 Иеромонах

Иоаким (ЗАЯКИН),

председатель

 историко-архивного

отдела и комиссии по канонизации святых

Рязанской митрополии

В начало

Соблюдая права детей

Святейший Патриарх Кирилл встретился с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым

Если не хотите в богадельню

На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ

Сила князя Олега Рязанского

Хочется коснуться, в первую очередь, духовной стороны личности князя Олега Рязанского, составляющей основу его жития

Вокруг крестин

Отвечает священник Сергий ЗВОНАРЕВ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Крестная

Откуда взялся наш сороковой день? Нигде в уставе он не прописан

С Вышенскими святынями

До революции крестные ходы с чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской проводились по всей Тамбовской епархии

ЗАВЕТ святителя Феофана, Вышенского Затворника

Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути

Пламенея за Православную Истину

Только единоличная власть царя способна воссоединить народ

БОГ ВЕЛИК И В БЫЛИНКАХ

1 января 2012 года исполняется 50 лет литературному сотруднику газеты «Благовест» Игорю ЕВСИНУ

ДАРЫ БИБЛЕЙСКИХ ВОЛХВОВ

Эти дары были доставлены в обитель давно – в четырнадцатом веке

Тайны Ижевского

Первое, что бросается в глаза каждому въезжему, это порядок расселения, значительное количество каменных построек

Сила князя 
Олега Рязанского