Сила князя Олега Рязанского В преддверии 2012 года, объявленного Президентом России Годом Российской истории, Рязанский государственный университет провел Всероссийскую научную конференцию, посвященную выдающемуся политическому деятелю – великому князю Олегу Рязанскому. Форум был организован при поддержке Правительства Рязанской области и Рязанской митрополии. Совместная работа по изучению жизни и трудов великого рязанского князя направлена на их всестороннее историческое исследование. Взвесив все «за» и «против», ученые стремятся донести до широкого круга общественности значение личности этого государственного деятеля. Причем не только как политика, положившего всю свою жизнь на благоустроение вверенного ему княжества, но и как духовного лица. Исторической и художественной литературы о великом князе в оценке современников и потомков сегодня не сосчитать. В свое время было достаточно много споров о его жизни, деятельности и заслугах. Было даже обвинение в адрес князя Олега Ивановича о его неучастии в Куликовской битве, ознаменовавшей начало избавления Руси от татаро-монгольского ига. Последние исторические данные свидетельствуют, что Олег Иванович всецело был на стороне святого благоверного князя Димитрия Донского в борьбе против татаро-монголов и боролся за освобождение русского народа. С именем князя Олега Рязанского связан расцвет Рязанского княжества, его силы и мощи. Православные люди верят, что князь Олег Иванович Рязанский продолжает покровительствовать своей земле, своему городу.
Не стану продолжать защищать и оправдывать князя Олега, так как эта задача была блистательно решена историками как XIX века (Дмитрием Иловайским, архимандритом Иеронимом и другими), так и XX-го столетия. Покойный владыка митрополит Рязанский и Касимовский Симон, почитавший, как и многие рязанцы, князя Олега местночтимым святым, пишет об этом во многих своих трудах. Мне хочется коснуться, в первую очередь, духовной стороны личности князя Олега Рязанского, составляющей основу его жития. Внутреннее состояние души князя Олега как христианина уходит на задний план у многих вышеупомянутых авторов, на фоне всего объема фактов становится малозаметным и как бы ускользающим из виду. К XIV столетию, в то время, когда он жил, христианство на Руси существовало уже почти четыреста лет. С детства крещеный Олег, возрастая, пропитывался верой своих отцов. Ярким примером стояния за веру был для него пример трижды прадедушки святого благоверного князя Романа Ольговича Рязанского, умученного татарами за Христа в 1270 году «мученьми страшноужасными», как воспевает ему в тропаре Церковь. И таких примеров для князя в те времена было немало. Верующим князь Олег был всю свою жизнь. И для него, как православного правителя, заботившегося о нравственности и религиозности своего народа, естественным делом была помощь в строительстве храмов и монастырей, радение об их благолепии. Князь Олег предстает перед нами, через те же известные литературные источники, как исповедник веры, защитник своего Отечества. Но, что, казалось бы, здесь такого необыкновенного? Ведь и другие русские князья вели себя подобным образом, с честью приняв на себя мученический венец, как благоверный князь Михаил Тверской. Но самым главным качеством, с точки зрения верующего человека, которым обладал наш князь – это смирение. Возможно, нельзя отнести это ко всему периоду его жизни, но когда встал выбор между своим «я» и общей пользой Русского государства, он принял последнее со смирением. Да, он был именно смиренным, а не смирившимся. Многие удивятся. Как так, ведь мы знаем Олега, как умеющего хорошо воевать воина, не уступающего на поле брани, отстаивающего интересы рязанцев, нечуждого повеселиться и попраздновать, стоявшего за свое дело, свое Отечество. И вдруг – смиренный!? Да именно такой. Смирившийся человек – это тот, кто под влиянием, давлением каких-то обстоятельств или людей, или от безвыходности не может противиться и смиряется поневоле. Но не таким был князь Олег. Как мы видим из летописей, он предстает пред нами как ярый защитник своих интересов. И ни Димитрий Донской, ни другие войска не смогли противостоять мощи Олега в отстаивании пределов своего княжества. Более того, после победы над москвичами в битве под Перевицком он надеялся вернуть все земли, ранее захваченные Димитрием Донским. Распря, длившаяся три года, закончилась поражением князя Димитрия. И вынудила Москву просить князя Олега о мире. Казалось бы, высота положения была за князем Олегом, и можно было бы диктовать свои условия москвичам, что Олег и предполагал… Но все произошло иначе. Осенью 1385 года в Рязань из Москвы отправляется посольство во главе с Игуменом земли русской преподобным Сергием Радонежским с миссией умиротворения княжеских раздоров, объединения русских земель. Беседы преподобного с князем Олегом, по словам летописи, «кроткими словесы и тихими речьми и благоуветливыми глаголы» смягчили Олега Ивановича. Несомненно, преподобный Сергий Радонежский приехал в Рязань не без просьбы князя Дмитрия Донского. Но это для Олега Рязанского после встречи с преподобным было уже не важно, умиротворенный разговором со старцем, он смирился, и не стал требовать своего, пожертвовав своим «я» ради блага Отечества. Не будь Олег искренне верующим человеком, а значит и исполняющим заповеди Божии, он не послушал бы и преподобного. В лучшем случае из уважения к его известности промолчал бы, а сделал бы все по-своему. Таким образом, был заключен вечный мир с Москвой. И князь Олег стал первым из Рязанских князей, заложившим основу союза, в котором Рязань честно и верно служила Отечеству, радея об общей пользе объединенного Русского государства. Этот мир, как мы знаем, был закреплен в 1386 году браком Федора, сына Олега, с дочерью Димитрия Донского Софией. Оба (и Федор, и София) покоятся в Христорождественском соборе Рязанского Кремля. «Этот мир особенно замечателен тем, что он в действительности оправдал свое название «вечного»: с того времени не было ни одной войны не только между Олегом и Димитрием, но и между их потомками», – замечает историк Дмитрий Иловайский. Встреча с преподобным Сергием глубоко повлияла на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он стал чаще бывать в монастырях, познал и полюбил монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и его супруга Евфросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух отшельников Василия и Евфимия Солотчинских. Почувствовав сакральное значение этого места, Олег решил заложить здесь обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Выбор этот был тоже не случаен. В этот день произошла победа русских войск на Куликовом поле. И все действия князя Олега Рязанского способствовали этой победе. Монастырь был основан в 1390 г. Тогда же Олег Иванович постригся в монашество с именем Ионы. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-подвижником, стала его кольчуга, которую он постоянно со дня пострига носил под монашеским облачением. То, что князь Олег был искренне верующим человеком, доказывает и то обстоятельство, что незадолго до своей кончины он принял великий Ангельский образ – схиму. На Рязанской земле благоверные князь Олег и княгиня Евфросиния в течение многих веков почитались как местные святые. После их преставления, жители окрестных сел, благоговейно относясь к их памяти, почитая святыми, обращались к ним за покровительством и помощью в немощах душевных и телесных. Они надевали на себя в немощи княжеские вериги (кольчугу весом в 16 фунтов), просили у Господа исцеления и, по вере своей, получали просимое. Почитание благоверных князя Олега и княгини Евфросинии как местночтимых святых продолжалось и в следующие столетия. Это подтверждается документами Святейшего Правительствующего Синода XVIII века. Переписка 1856 года свт. Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского и Зарайского, с писателем и издателем Андреем Николаевичем Муравьевым свидетельствует о почитании благоверного князя Олега, основателя Солотчинского Богородицерождественского мужского монастыря, и в XIX веке. Святитель, хорошо изучив летописи и «Историю государства Российского» Карамзина, в переписке касается вопроса канонизации рязанских мучеников и некоторых подвижников благочестия разных эпох – почему они не причислены к лику святых: «Что тому причиною, неизвестно, смутныя и тяжкие времена современников, холодность ли потомков, вражда ли Рязани почти непрестанная с Москвою, митрополит которой имел власть канонизировать, за умолчанием летописей, ныне узнать невозможно... После 1917 года монастырь был закрыт. Останки князя Олега были переданы в музей. С.Д. Яхонтов, член ученой архивной комиссии, так писал об этом: «К этому времени «руйнование» монастырей закончилось, и Солотчинский стоял замученным старцем». Соборный храм Рождества Богоматери, в котором пребывали чтимые останки основателя монастыря благоверного князя Олега Рязанского, был весь разгромлен – там был устроен склад разных мастерских. Яхонтов выявлял, что можно было сохранить из ценных предметов: «Тут-то я выбрал кости Олега и княгини. Они хранились в особой гробнице. Жители поклонялись им как святым мощам, и монахи снабжали богомольцев белым песком, которого в Солотче не занимать. Висевшая до революции из стальных колец кольчуга князя – была взята в музей раньше. Женщины, страдавшие лихорадкой, прикладывались к ней и излечивались». Яхонтов гробницы не взял, но он нашел дивом уцелевшую картину с изображением князя Олега Ивановича в монашеском одеянии и его супруги. Он взял это изображение «столь родное и как бы подтверждающее сказание о святости Олега». От мощей сохранился целиком один только череп. Что это кости принадлежат славной чете, это не подлежит сомнению. В то же время я обрел в этом храме икону Олега, на которой он изображен в схиме, с четками в руке». Привезенные в Рязань честные останки князя Олега и его супруги были помещены им в Архангельском соборе в кремле, где он готовился собрать их в костницу, а череп князя Олега был помещен под стеклянным колпаком. И так, в 1923 г. честные останки князя Олега Рязанского, его кольчуга, парный портрет князя и его жены Евфросинии и другие святыни, связанные с пребыванием Олега Ивановича в Солотчинском монастыре, были переданы в Рязанский музей (ныне Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник). 13 июля 1990 г. честные останки благоверного князя Олега Рязанского были переданы из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Русской Православной Церкви. Одним из инициаторов возвращения главы был покойный архимандрит Авель , помнящий еще со школьной скамьи стеклянный колпак с главой князя в музейной выставке. Глава была перенесена в Свято-Иоанно-Богословский монастырь, где и хранилась до перенесения их в Солотчинский монастырь в 2001 году. Всенародное почитание великого князя Олега Ивановича продолжается и в наше время. Это выражается и в том, что его изображение мы видим на современных гербах и города Рязани, и Рязанской области. Фигура воина в княжеском облачении впервые появилась на эмблеме Рязанской земли в первой четверти XVII в. В 1778 г. была образована Рязанская губерния. По Указу Екатерины II от 29 марта 1779 г. губерния получила официально утвержденный герб: на золотом фоне изображение князя, держащего в правой руке меч. Народное сознание сразу связало это изображение с именем князя Олега Рязанского. Степан Дмитриевич Яхонтов писал: «Он (Олег Рязанский – авт.) наиболее способствовал утверждению за нынешней Рязанью положения столичного города; недаром с его именем связано имя Олегова дворца (здание Архиерейского дома), а в гербе Рязани… Олег Иванович». 28 октября 2007 года в центре областной Рязани – на Соборной площади – был установлен бронзовый памятник великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому как самому выдающемуся рязанцу, почитаемому народом Рязанской земли более 600 лет. В Солотчинском монастыре имеется тетрадь, где записываются случаи исцелений, известные насельницам обители (несомненно, это не все случаи, т.к. многие верующие люди сохраняют такие моменты жизни в тайне). Высота христианской жизни, нравственная чистота стяжали ему глубокое и благоговейное народное почитание. Он, по словам известного российского историка Д.И. Иловайского, принадлежал «к тем историческим личностям, которые отражают в себе черты известной эпохи или известного народа, закрывая своей тенью и предшественников, и преемников». Будучи князем-иноком и князем-миротворцем, Олег Рязанский воспринимал свое княжение как крест, возложенный на него Господом, и более всего заботился о водворении мира в вверенных ему пределах – великом Рязанском княжестве, которое в тот период было самостоятельным государством. Только благодаря такому православному отношению к власти Олегу Ивановичу «Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия». Иеромонах Иоаким (ЗАЯКИН), председатель историко-архивного отдела и комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии |
Святейший Патриарх Кирилл встретился с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ Хочется коснуться, в первую очередь, духовной стороны личности князя Олега Рязанского, составляющей основу его жития Отвечает священник Сергий ЗВОНАРЕВ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Откуда взялся наш сороковой день? Нигде в уставе он не прописан До революции крестные ходы с чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской проводились по всей Тамбовской епархии ЗАВЕТ святителя Феофана, Вышенского Затворника Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути Пламенея за Православную Истину Только единоличная власть царя способна воссоединить народ 1 января 2012 года исполняется 50 лет литературному сотруднику газеты «Благовест» Игорю ЕВСИНУ Эти дары были доставлены в обитель давно – в четырнадцатом веке Первое, что бросается в глаза каждому въезжему, это порядок расселения, значительное количество каменных построек |