С Вышенскими святынями По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году на общецерковном уровне будет отмечаться 200-летие со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского. К этой дате были приурочены крестные ходы с Вышенскими святынями, которые были организованы в 2011 году Свято-Успенским Вышенским женским монастырем по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Павла. До революции крестные ходы с чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской проводились по всей Тамбовской епархии. Спустя многие годы, в 2001 году, крестные ходы были возобновлены. Однако 2011 год стал особенным в истории проведения крестных ходов. Впервые вместе с чудотворным образом Вышенской Божией Матери для поклонения верующих отправился ковчег с мощами святителя Феофана. Первоначально планировалось, что во время крестных ходов мощи святителя Феофана посетят все места, где проходило его пастырское и монашеское служение. Однако вскоре стало понятно, что интерес к проведению крестных ходов огромен. Стали приходить приглашения из других епархий, и маршруты крестных ходов были значительно расширены. Первый маршрут крестного хода лежал во Владимирскую епархию. Торжественность встречи, пасхальная радость богослужения, проникновенные проповеди свидетельствовали о том, что город Владимир помнит, любит и почитает память святителя Феофана, Затворника Вышенского, 145 лет назад покинувшего Владимирскую кафедру для уединения и затвора в Свято-Успенском Вышенском монастыре. Святитель Феофан был на Владимирской кафедре с 1863 по 1866 год, и поэтому владимирцы особо почитают его память. Стоит отметить, что Владимирская семинария носит имя святителя Феофана. Около месяца святыни находились в епархии – с 12 марта по 10 апреля. Вторым пунктом крестного хода стал Тамбов, где мощи по традиции находились для поклонения с 26 мая по 8 июля. После этого святыни отправились на Украину, где находились с 6 августа по 15 сентября. Крестный ход был организован в непростое время, сразу после проведения летней сессии заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви, которые прошли в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. Крестный ход явился свидетельством духовного единства двух народов – русского и украинского, которых связывают многолетние братские отношения и сонм святых, которые почитаются в России и на Украине. Среди них особое место занимает святитель Феофан Затворник, который учился в Киевской академии, а в 1841 году принял монашеский постриг с именем Феофан в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря. Святитель Феофан всегда очень хотел вернуться в Киев, но при жизни ему это не удалось, и только в 2011 году своими святыми мощами он посетил место своего духовного становления. По возвращению из Украины крестный ход со святынями сделал остановку в городе Рязани. Святыни находились для поклонения в Рязани с 17 сентября по 21 октября и за это время побывали в Успенском соборе Рязанского Кремля, Скорбященской церкви, Крестовоздвиженском храме Дашково-Песочни и Казанском женском монастыре. Наконец, с 27 октября по 20 ноября, Вышенские святыни находились для поклонения в Тверской епархии. Для всех сестер Вышенского монастыря, кто организовывал, сопровождал Вышенские святыни, было отрадно видеть, сколько верующих в разных больших и маленьких городах спешат к святыням, с какой верой и надеждой они прикладываются к святыням, молятся. Как тепло встречают святыни Владыки, какой сонм священнослужителей выходит навстречу крестному ходу. В Украине, когда святыни прибыли в Киево-Печерскую лавру, мощи святителя Феофана неожиданно заблагоухали. Это первым заметил наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь). Всем запомнилась торжественная встреча святынь в Почаевской лавре. Процессия с чудотворной иконой и мощами святителя проследовала в Успенский собор обители по живому коридору из собравшихся богомольцев, которые опускались на колени перед святынями. Такого выражения любви и почитания мы нигде больше не встречали. В Почаевской лавре проявилась и духовная сила мощей – кричали бесноватые, непреодолимая сила не давала им приблизиться к святыне. Как и в Киево-Печерской лавре, многие чувствовали благоухание от мощей святителя. В Тверской епархии Вышенские святыни посетили не только монастыри и приходские храмы, но и многие учреждения здравоохранения, социальные и образовательные заведения. В православных детских садиках дети очень трогательно встречали святыни. В больницах святыни посетили все палаты больных, в том числе и лежачих, с ними разрешили пройти даже в реанимационные отделения. Все больные смогли обратиться за молитвенной помощью к Матери Божией и святителю Феофану и приложиться к чудотворной иконе и мощам святого. Незримое благословение святителя Феофана и его поддержку чувствовали многие люди. Уже по возращении святынь в Россию в монастыре неожиданно раздался звонок из Запорожья. Две женщины незамедлительно просили начать молиться о них. Они рассказали, что подав записки на молебен святителю Феофану, они вдруг почему-то передумали и забрали свое пожертвование. Вскоре у них начались всякие скорби и неприятности. Они поняли, что это было связано с их решением забрать записку о поминовении перед мощами угодника. Благодаря организованным крестным ходам, работе сайта Свято-Успенского Вышенского монастыря (www.svtheofan.ru), изданию газеты «Вышенский листок», изданию сборников научных статей по итогам Феофановских чтений, а также серьезной работе, которая ведется в Издательском совете Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Калужским и Боровским Климентом у людей возникает огромный интерес как к личности святителя Феофана, так и к Вышенскому монастырю. В монастыре много делается для прославления имени святителя Феофана и возрождения монашеской жизни. Крестные ходы с Вышенскими святынями – это особый вид служения людям, это знак памяти и поклонения перед святынями. Игумения Вера (Ровчан), настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря
|
Святейший Патриарх Кирилл встретился с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ Хочется коснуться, в первую очередь, духовной стороны личности князя Олега Рязанского, составляющей основу его жития Отвечает священник Сергий ЗВОНАРЕВ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Откуда взялся наш сороковой день? Нигде в уставе он не прописан До революции крестные ходы с чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской проводились по всей Тамбовской епархии ЗАВЕТ святителя Феофана, Вышенского Затворника Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути Пламенея за Православную Истину Только единоличная власть царя способна воссоединить народ 1 января 2012 года исполняется 50 лет литературному сотруднику газеты «Благовест» Игорю ЕВСИНУ Эти дары были доставлены в обитель давно – в четырнадцатом веке Первое, что бросается в глаза каждому въезжему, это порядок расселения, значительное количество каменных построек |