Логотип рязанской газеты "Благовест"

Теряющая Рязань

Я люблю свой город... люблю ходить по его старым улочкам, которых, к сожалению, становится все меньше и меньше... люблю кремль с его храмами и строениями, похожими на сказочные... Люблю историю моего города... Я думаю, что многие рязанцы могут сказать такие же слова, ведь с этим городом связано у нас много хорошего. И многих их жителей нашего города тревожит то, что мало в городе остается старины, да и ту пытаются спрятать за громадами домов.

Когда то наш город назывался Переяславлем Рязанским, и хотя летописного свидетельства о его основании не сохранилось, но согласно записи Следованной псалтири XVI века, город был основан в конце XI столетия: «В лето 6603 (1095) заложен быть град Переславль Резанской около церкви Святого Николая Старого».

За несколько веков своего существования Переславль Рязанский изменил свое название и стал называться Рязанью... и постоянно менял свой облик. И это вполне естественно, так как было связано, в первую очередь, с изменением статуса города.

В связи с перенесением в Рязань в XIV веке княжеской резиденции в городе. начинается каменное строительство. Возводятся в первую очередь храмы в кремле: в XIV веке строится белокаменный Успенский собор (ныне-Христорождественский, который дошел до наших дней в совершенно ином виде), в XV веке - Архангельский.

В XVI веке в кремле кроме этого храма располагались храмы: Иоанна Златоуста, Николы Старого на берегу озера Быстрого, Казьмы и Дамиана, Троицкий храм, Иоакима и Анны и Иоанно-Зачатьевский.

Кремль, как полагают историки, был застроен в XV- XVI веках. Скорее всего, тогда же стали осваиваться пространства за его пределами: так возникли слободы и посады. Нижний посад, где в настоящее время возвышаются храмы Благовещенский и Входоиерусалимский, считается одним из ранних.

В нашей рязанской истории есть очень интересный факт: три рязанских священника в отсутствие епископа Рязанского и Муромского Михаила (1548-1551 г.), бывшего в Москве по важным делам, «вышли за город, и сами собою поставили храмы. Троицкой поставил Иерусалим, Иоанно-Зачатенский - Вознесенье, от Иоакима и Анны - Воскресение сгонное. Епископ писал им оттуда, что нет им благословения». (Ряз. достоп.§ 115. С.41).

В писцовой и межевой выписи Третьяка Григорьевича Вельяминова от 18 июля 1596 г. упоминается храм Благовещения на посаде.

Конечно, эти и многие другие храмы, которых не стерли с лица земли время и люди, дошли до нас не в первозданном виде: их перестраивали по мере того, как они приходили в ветхость; расширяли, когда количество прихожан увеличивалось; и благоукрашали, благоукрашали, благоукрашали, чтобы все знали: все лучшее - для Бога!

Да, город наш богат был храмами, о чем говорят нам исторические документы. Так повелось на Руси, что застройка городов и сел шла таким образом, что храмы были центром площадей. От них лучами расходились улицы, застроенные домами, которые не закрывали красоту Дома Бога Живаго. Звон колоколов, блеск церковных куполов и главок радовали слух и глаз православного русского человека...

Если мы обратимся к документу прошлого, а лучше всего - к фотографии, то увидим, насколько впечатляюще смотрелись храмы Рязани на фоне домов обывателей. Архитекторы былых времен не смели закрывать от глаз людей красоту храмов Божиих. А ведь среди архитекторов, служивших в Рязанской губернии, были не только православные!

Среди храмов, некогда украшавших нижний посад г. Рязани, как мы уже  сказали,  еще  сохранились  древние  храмы  -  Благовещенский  и

Иерусалимский. В 30-е годы XX столетия известный ученый историк С.Д. Яхонтов в своем дневнике записал о церкви Благовещения: «храм небольшой, но замечательный как игрушечка, 5-главый. Он сохранился в неприкосновенности со времени постройки». А построена была церковь вторично в 1673 году, как было некогда видно из надписи на стене на паперти. В 1744 году был в храме устроен придел во имя великомученика. Иоанна Воина, которого всегда очень почитали рязанцы.

Наверно, никого не оставят равнодушными пять изящных главок с четырехконечными крестами, блистающими на небе в любую погоду. Сердце наполняется ликованием и радостью, а ум устремляется горе. Как благ Господь, что он дает возможность человеку излить прекрасные чувства к Творцу в своих произведениях! Миниатюрный храм своими куполами и крестами весь устремлен в высь к Богу. Когда-то они были украшены коронками, но и сейчас не могут никого оставить равнодушными - они выполнены по старинным чертежам...

Благовещенский храм в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 г. является объектом культурного наследия федерального значения. В соответствии с законом об охране памятников и объектов культурного наследия, Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1882 г. № 865 об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры, а также решением Рязанского областного совета народных депутатов от 09.10.1986 г. № 281/ 17, каждый памятник имеет свою охранную зону. А ведь коли есть эта охранная зона, там непозволительно «эксперементировать» с прошлым.

Однако в нашей жизни все не так просто. На месте старого деревянного дома, напротив Благовещенского храма, где некогда проживал священномученик Иувеналий (Масловский) - архиепископ Рязанский и Касимовский и любимая всеми рязанцами блаженная Любушка - рязанская, с некоторых пор начато строительство многоэтажного дома, который не только нарушит архитектурный облик этой старинной части нашего города, но и закроет от глаз людских древний этот и дивный храм.

Так давайте же мы все-таки будем любить наш город, не уродовать его, а возрождать красоту и выполнять законы. Да, на смену старым деревянным домикам приходят многоэтажки, и конечно, время не повернуть вспять, в прошлое вернуться нельзя. Но ведь можно же «всем миром» оберегать красоту русскую, которая сохранилась сейчас только в наших храмах. Долгое время они не действовали, красота их была поругана. Слава Богу, настало другое время: ведь это здорово, что еще можно проходя по улицам увидеть главки церквей, блистающих на солнце. Красота вновь возвращается! И история наша не забыта...

 

Татьяна Синельникова, прихожанка Благовещенского храма

 

В начало

Семья и будущее человечества

Нам пытаются навязать перевернутую логику, сказать, что семья отмирает, представить как норму однополые союзы, суррогатное материнство

Теряющая Рязань

Многих жителей нашего города тревожит то, что мало в городе остается старины, да и ту пытаются спрятать за громадами домов

В селеньях праведных

Малая Родина, Отчина, как и вся наша большая Родина, Россия, по утверждению праведного Иоанна Кроншадтского – это «Престол Божий»

Пожар

«Передельцы, – прочитала она указатель деревни, а в голове мелькнуло: – Хатынь!»

Как учить православию

В Рязанской Епархии создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Рязанской области и Рязанской епархии Русской Православной Церкви

Благодатный возраст

«Основы православной культуры» (ОПК). И до сих пор часто звучит вопрос: «А нужен ли такой предмет в школе?»

Прививка: не навреди

Позиция иммунолога, доктора медицинских наук Г.Б. Кирилличевой

Можно ли «победить» дифтерию прививками?

Ликвидировать дифтерию при помощи АКДС невозможно даже при 100 % охвате прививками!

Боль доктора

В редакцию «Благовеста» обратился кандидат мед. наук врач акушер-гинеколог Игорь Иванович Набокин

Ох уж этот непоседа!

«Нам то и дело делают замечания в храме, он же и минуты не может постоять, мне так стыдно за него», – сетует в разговоре мама

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Творение своего мира

Сколько себя помню, всегда ездила в детские, как их называют, «оздоровительные» лагеря

Теряющая Рязань