Логотип рязанской газеты "Благовест"

Святитель Феофан затворник:

«На западе уже заходит солнце правды…»

Труды святителя Феофана Вышенского, славную дату 200-летия со дня рождения которого мы отмечали в ушедшем году, остаются актуальны и в наше время, особенно в свете событий, происходящих в Европе, на Украине, в Сирии, и в России – с ее увлечением свободами западного мира. В вопросах, поднимаемых им  в далёком от нас ХIХ веке, мы видим их актуальность и в наши дни.

Вышенского затворника очень волновала в годы его жизни опасная тенденция постепенного отхода части российского общества от православия. «Во дни наши россияне начинают уклоняться от веры, – сокрушался он, – одна часть совсем и всесторонне впадает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья только сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм, и случающиеся геологические ошибки с Божественным откровением. Зло растет; зловерие и неверие поднимают голову; вера и православие слабеют».

Святитель одну из главных причин этой тенденции видит в неразумном и вредоносном увлечении Западом. Это явление он называет «западной тьмой». «Припомните,– писал он, – что вслед за окончанием Крымской войны (как будто плотина какая прорвалась) широкою рекою потекли к нам западные учения о неслыханных дотоле, противных духу Христову порядках в жизни семейной, религиозной, политической».

Феофан Затворник на вопрос «Как развратился Запад?» отвечает: «Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи – и развратились». По мнению Святителя, западная католическая церковь тоже этому способствовала. «На западе Папа, отпавши от церкви, первый принял корень языческой жизни – гордыню. Около сего центра не замедлили сгруппироваться и все другие стихии языческие. К XVI веку они довольно окрепли, подняли главу и гласно вступили снова в состязание с христианством. Образовался круг людей, языческим духом исполненных, которые задачею себе поставили снова ввести языческие начала, – тоже опять во всех областях: умственной, нравственной, эстетической, семейной и гражданской. Время, когда сие совершилось, называется возрождением западным. ... Но каково семя, таков и плод».

Святитель, предостерегая русских людей от чрезмерного увлечения западными идеями, считал, что это может привести страну к революции. События, происходившие в России в тот период, он сравнивал с предреволюционной ситуацией во Франции: «Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские, и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек – ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования – инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло все вверх дном».

В России святитель находит похожие тенденции: «У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы ещё не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства – выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции».

Святитель не считал революцию в России неизбежной. Он считал, что всё зависит от самих россиян: «…захотим – и прогоним западную тьму; не захотим – и погрузимся, конечно, в неё». Святитель Феофан предупреждал людей, что «…ныне много лживых учений ходит между нами: учений растлительных, подрывающих основы веры, расстраивающих семейное счастие и разрушающих благосостояние государства. Поберегитесь, ради Господа, от сих учений! Есть камень, коим испытывают золото. Испытательным камнем да будет для вас св. учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с сим учением отвергайте, как зло...».

Феофан Затворник не хочет мириться с надвигающейся бедой. «Что ж? Сидеть, поджавши руки? – вопрошает он. – Нет! Надо что-нибудь делать! Злые начала вошли в науки и в жизнь; у нас нет книг, читая которые можно бы образумиться тем, кои еще способны к образумлению... Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей...»

Святитель Феофан выработал парадоксальную теорию кары небесной за увлечение россиянами Западом. «...жаль смотреть, – отмечал он в одном из писем, – как у наших богословов всё немчура да немчура. Вот пошлёт за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование».

В другом своём письме он тоже предупреждает: «Помните, – тогда в 12-м году, – приходили французы с войсками других европейских народов – за чем, думаете? За тем, чтобы отучить нас от французской жизни. Мы и опомнились было немного, – а теперь опять стали забываться. И вот целый год уж грозит вам Господь нашествием Европы. Даром, вы думаете, эта тревога? – Нет. Это Божий к нам вразумительный голос! Господь не хочет нас карать... хочет, чтоб мы пришли в разум и исправилась, и как бы говорит нам: смотрите, исправьтесь, а то – опять пошлю на вас вражескую Европу, – зверонравную и иноверную».

Пророчества святого сбылись. Не одно западное нашествие пережила многострадальная Россия. И оттуда же, с Запада проник к нам марксизм, приведший к революции и погрузивший страну в многолетнюю тьму.

Святитель Феофан Затворник был пламенным патриотом своего Отечества. Он верил, что наша страна очистится от западной тьмы и именно Россия станет вселенским центром добра и света. Он эту свою веру выразил следующей фразой: «Нас увлекает Запад, но на Западе уже заходит солнце правды, а мы, восточные, должны пребывать в свете, и не только сами освещаться, но и всем светить…».

На значение духовного наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание в своём приветствии участникам IV Феофановских чтений: «…творения самого святителя, нашедшие отклик в сердцах его духовных чад, вновь оживают в сознании наших современников».

Подготовил Николай Булычев

Святочные рассказы

Мы постоянно чувствуем ваши молитвы. Каждый насельник обители – это лучик Вифлеемской звезды

Церковные истоки Нового года

Календарей Нового года было всего два – гражданский и церковный

«На западе уже заходит солнце правды…»

Вышенского затворника очень волновала в годы его жизни опасная тенденция отхода части российского общества от православия

Творцы – творцу

Образы игумений превращаются в хранительниц, парящих на облаке, где в центре – душа монастыря

«Церковь современна всегда…»

Много хороших священников, замечательных прихожан, много активных и добрых людей, которые находятся во власти

В Мещеру, в Стружаны

Рязанцам повезло: область богата интересными достопримечательностями

Спасение тонущих

Почему в Православной Церкви празднуется Обрезание Господне

За кулисами монастырского хора

А наши певцы являются постоянными участниками служб, которые проходят в Новоспасском монастыре

Возвращение

Когда-то в этом здании располагалась первая мужская гимназия, в которой был Никольский домовый храм

Традиции и новации

Как часто люди, путешествуя по разным странам и городам, мало знакомы с тем, чем славится их малая родина

«Просвещение младенцев»

Мама случайно оказалась свидетелем занятия в группе ее ребенка на тему «Познание»

Константиновские святки

Рождество – праздник детский, и мы все вместе радуемся и славим в эти дни Рождение Христа

Чудо произойдет!

Тогда у меня было такое ощущение радости, счастья, которое испытываешь только в детстве

Светлая горница поэта

Отчего-то представляют Николая Рубцова простачком с гармошкой

Любовь «не ищет своего...»

Она воспитанница Ахтырского детского дома, приехала в Москву искать справедливости в начале «нулевых»

Прошлое и настоящее

Как бы с высоты птичьего полета я увидела дореволюционную Рязань

Любовь матушки Любови

12 декабря 2015 года, на 79-ом году жизни трагически погибла игуменья Покровского монастыря села Шаморга Скопинской епархии Любовь (Непахарева)

Святитель Феофан