Логотип рязанской газеты "Благовест"

Светлая горница поэта

3 января исполняется 80 лет со дня рождения великого русского поэта Николая Рубцова

Общепринятые слова «гениальный», «выдающийся», «замечательный» становятся как высохшие могильные венки, когда вспоминается имя Николая Рубцова. Отчего это? Наверное, оттого, что Рубцов настолько сокровенный поэт, настолько нежно любимый, что все громкие слова кажутся досадно излишними. Так же, как и слова «Рубцов – советский поэт» рядом не стоят, потому что просто не совместимы. В его поэзии нет ничего, что напоминало бы о том, что он родился и жил в Советском Союзе, как будто реальность его обмывала, но не проникала внутрь.

В шесть лет оставшись сиротой, Николай попадает в детский дом, который находился в селе Никольское. В селе Колю звали Николой, и это перекликалось и с именем деревни, и с именем разрушенного храма, и с ранних пор давало мальчику ощущение того, что он принесен на эту землю не по случайной разнарядке, а по высшему промыслу.

С моста идет дорога в гору.

А на горе – какая грусть! –

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь...

Сколько раз в стихах Рубцов оплакивал разрушенную незадолго до войны Никольскую церковь! Ведь это был храм Николая Чудотворца. Мальчик, оставшийся сиротой, рано стал понимать, что не будет у него во взрослой жизни другого заступника, кроме небесного.

Начало 60-х годов: Хрущёв обещает советскому народу показать по телевизору «последнего попа», уцелевшие храмы повсеместно взрывают. И вдруг юноша, за спиной которого не было ни семейных преданий, ни вековечного домашнего уклада, ни воспоминаний о бабушкиной лампадке в углу, как никто другой смог выразить сиротство русского человека, которого лишили корней, памяти, веры предков.

В комнате давно

Кончилась беда,

Есть у нас вино,

Есть у нас еда,

И давно вода

Есть на этаже,

Отчего ж тогда

Пусто на душе?..

Отчего-то представляют Николая Рубцова простачком с гармошкой. Особенно расхожими стали легенды о его якобы беспробудном пьянстве и дебоширстве... Он никак не мог быть трезвенником, но свой дар он не пропивал. Да и когда ему было предаваться кабацкой жизни, если его активное творчество укладывается в короткие семь лет – с 1963-го по 1970 год. За эти годы он успел выпустить четыре книги и создать множество вещей, опубликованных лишь посмертно. Редакторов отпугивала та поразительная свобода, с какой Рубцов писал. Казалось, в силу своей бедности и бездомности, он должен был от всех зависеть, а он от всего был свободен...

Николай Рубцов, пожалуй, – единственный из больших поэтов ХХ века, лучшие стихи которого впервые были опубликованы не в толстых литературных журналах, не в книгах, а в районных и областных газетах. В маленьких газетах цензурный надзор не был таким свирепым. Хотя и тут приходилось приспосабливать стихи Рубцова к требованиям районного начальства. К примеру, одно время беспощадно вымарывалось слово «грустный». Ну, не было в советской жизни места даже грустным ивам, не то что грустным людям. Догадываясь, что именно это слово вызовет раздражение, Рубцов, посылая стихи в редакцию, с удивительным терпением и даже смирением пытался объясниться: «Если вашу газету не устроит слово “грустные”, можно его заменить другим. Это сделать легко, хотя никакое другое слово, никакой другой эпитет здесь не будет точнее и лучше...». Некоторые стихотворения поэта до сих пор не восстановлены в авторской редакции и печатаются в книгах в искаженном виде.

Наталья Моисеева

***

В Рязани

У известного рязанского писателя Валентина САФОНОВА, чье 80-летие со дня рождения также будут отмечать в 2016 году, есть замечательное произведение «Николай Рубцов. Повесть памяти». В документальной повести он описывает свое становление как писателя, юность, непосредственно связанную с дорогим ему человеком Николаем Рубцовым, с которым он вместе служил на флоте.

«Вспоминаю Колин приезд в Рязань, вовсе неожиданный и затеянный им ради Есенина. ... Было это в марте 1968 года. Я к тому времени, приустав от бесквартирной жизни в Москве, разменял «Молодую гвардию» на редакцию областной газеты «Приокская правда».

... Подняв воротник старенького пальто и кутая шею в шарф, Рубцов ходил по сырым улицам и сокрушался, что не сохранилось зримых примет пребывания Есенина в городе.

Поздним вечером, точнее, в ночи даже, пришли мы, несколько человек, на территорию Кремля – к могиле Полонского. ... А потом, отвалив в сто-рону от заповедника, бредя по колено в громыхающем снегу, наткнулись мы на гору ящиков – выброшенную за ненадобностью магазинную тару. Колина душа исстрадалась по живому пламени, по теплу. Достал из кармана спички.

– Запалим костер, мужики.

Синие тени падали на хрусткий, подмороженный снег, передвигались вокруг огня, а нам было весело, хорошо было, и мы читали стихи. Весна пьянила...

…Костер наш прогорел лишь к утру.

...Так получилось, что поехать в Константиново я с Николаем не смог – предстояла срочная командировка совсем в другом направлении.

...

В Константинове, рассказывали мне, Коля был угрюмо сосредоточенным и резким. Экскурсовода слушать не пожелал – по комнатам музея ходил в одиночку. Вздрагивая, испуганно оборачивался на каждый звук: кашлянет ли кто-то, ступенька скрипнет... О чем он думал в те минуты – можно только догадываться, сочинять нельзя...

– А Коля обиделся на тебя, – сказал мне позже Эрик. – За то, что в Константиново не поехал. Хотелось ему к Есенину вместе с тобой...

И мне хотелось вместе. Знать бы, как оно в скором времени обернется, – наплевал бы я на ту командировку, на производственную дисциплину! Да ведь все думаем, что живем вечно...»

 

Святочные рассказы

Мы постоянно чувствуем ваши молитвы. Каждый насельник обители – это лучик Вифлеемской звезды

Церковные истоки Нового года

Календарей Нового года было всего два – гражданский и церковный

«На западе уже заходит солнце правды…»

Вышенского затворника очень волновала в годы его жизни опасная тенденция отхода части российского общества от православия

Творцы – творцу

Образы игумений превращаются в хранительниц, парящих на облаке, где в центре – душа монастыря

«Церковь современна всегда…»

Много хороших священников, замечательных прихожан, много активных и добрых людей, которые находятся во власти

В Мещеру, в Стружаны

Рязанцам повезло: область богата интересными достопримечательностями

Спасение тонущих

Почему в Православной Церкви празднуется Обрезание Господне

За кулисами монастырского хора

А наши певцы являются постоянными участниками служб, которые проходят в Новоспасском монастыре

Возвращение

Когда-то в этом здании располагалась первая мужская гимназия, в которой был Никольский домовый храм

Традиции и новации

Как часто люди, путешествуя по разным странам и городам, мало знакомы с тем, чем славится их малая родина

«Просвещение младенцев»

Мама случайно оказалась свидетелем занятия в группе ее ребенка на тему «Познание»

Константиновские святки

Рождество – праздник детский, и мы все вместе радуемся и славим в эти дни Рождение Христа

Чудо произойдет!

Тогда у меня было такое ощущение радости, счастья, которое испытываешь только в детстве

Светлая горница поэта

Отчего-то представляют Николая Рубцова простачком с гармошкой

Любовь «не ищет своего...»

Она воспитанница Ахтырского детского дома, приехала в Москву искать справедливости в начале «нулевых»

Прошлое и настоящее

Как бы с высоты птичьего полета я увидела дореволюционную Рязань

Любовь матушки Любови

12 декабря 2015 года, на 79-ом году жизни трагически погибла игуменья Покровского монастыря села Шаморга Скопинской епархии Любовь (Непахарева)

Светлая горница поэтаНиколай Рубцов