Логотип рязанской газеты "Благовест"

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк:

«Церковь современна всегда…»

Интервью митрополита Рязанского и Михайловского Марка журналисту телеканала «Город» Ивану Крестьянинову

Владыка, вы недавно приехали на рязанскую землю, как вас встретила Рязанская епархия?

В целом рязанская земля встретила прекрасно. Вижу много хороших, добрых людей с хорошим отношением, и это радует. Много хороших священников, замечательных прихожан, много активных и добрых людей, которые находятся во власти. Отношение благоприятное, я рад, что попал в хорошую среду.

Какое, на ваш взгляд, состояние епархии?

Когда задают такой вопрос, имеют в виду разные вещи: в каком состоянии храмы и в каком состоянии души людей. Существует различие в понятиях «храм» и «Церковь». Храм – это здание, а Церковь – это община людей, поэтому храм, стены построить проще, чем построить Церковь, крепкую церковную общину людей. Когда мы говорим о епархиях, нужно иметь в виду прежде всего не внешнюю сторону, а людей, души прихожан. Мне кажется, что в этом смысле Рязанская епархия в хорошем состоянии, здесь много замечательных людей; добрые, теплые отношения, много хороших священников и активных прихожан. Да, есть какие-то сложности, трудности и материального характера, и некоторые храмы хотелось бы привести в порядок. Но в целом, я бы сказал, епархия в хорошем состоянии. Здесь под епархией я имею в виду прихожан, тех людей, которые, собственно, и составляют нашу маленькую Церковь.

У вас богатый опыт работы в Европе. Если сравнивать европейских верующих людей с людьми русскими, то можно ли увидеть разницу между ними? От некоторых священников я слышал, что даже в коммунистические времена люди в СССР были более верующими, потому что там более материально относятся ко многим вещам.

Очень сложный больной вопрос. Много стран, много разных народов, конечно же, это целый большой разговор.

Я в каком-то интервью читал, где разговаривают батюшки: один батюшка из Советского Союза, а другой – из Финляндии. Батюшка из Финляндии: «Это вы говорите, что у вас научный атеизм в стране? У вас очень верующие люди. А вот где настоящий атеизм, очень сильная система меркантильных взглядов – так это у нас».

Знаете, я вам расскажу очень интересный случай. Какое-то время назад я познакомился с молодой немецкой семьей. Это было где-то, наверное, в конце 80-х годов. Я ехал в электричке и читал книжку по-немецки. И вдруг увидели, что я читаю книжку на немецком, и стали со мной разговаривать. Оказалось, что это немецкая семья, которая ехала со своими знакомыми в Сергиев Посад, а я ехал на электричке из Москвы в семинарию. Мы разговорились, а потом какое-то время переписывались. Это были ребята, молодые музыканты из ГДР. Когда потом пала берлинская стена и произошло воссоединение с ФРГ, в их жизни многое изменилось. Этот период был зафиксирован в письмах. В одном письме они писали, что, «как только рухнула берлинская стена, наши храмы опустели, и мы поняли, от чего нас охранял «железный занавес».

«Теперь для всех марка – это бог, а царь – это рынок. И люди только думают: деньги – купить, деньги – купить», – вот слова молодой немецкой женщины, которая описала произошедшее после того, как рухнула берлинская стена, и ГДР отчасти растворилась в объединенной большой Германии. Это опыт очевидца, участника этих событий. Очень красноречивые слова.

Согласен. Кстати, об электричках и европейском пути. Правда ли, что вы свой первый визит в Рязанскую епархию совершили на электричке?

Я собирался приехать на поезде, но так получилось, что мой помощник ехал на машине, и я поехал вместе с ним. Но я, действительно, часто пользуюсь поездом и электричкой. Считаю, что не столь принципиально, на чем человек ездит. У всех разные возможности: кто-то ездит на электричке, кто-то на поезде, кто-то на машине, кто-то на вертолете летает.

Это необычно для нашей действительности. Поговорим еще и о другом. В СМИ часто обсуждают тему православных «активистов». Рязани это не так касается, потому что у нас в этом отношении, на мой взгляд, еще здоровая ситуация. В Москве же, например, существуют разные организации, наподобие «Божьей воли».

Знаете, я считаю, что это маргиналы, и все это Православию не свойственно. Это что-то такое наносное, пена. Если вы придете в храм, кто вас может одернуть, сказать: «Неправильно стоишь, свечку неправильно ставишь…»? Возможно та бабушка, которая это сделала, была комсомолкой, а потом она пришла в церковь и считает, что в силу своего возраста имеет право учить. Те люди, которые избирают для себя такую форму жизни в Православии, как правило, люди поверхностные, не очень глубокие; люди, которые не понимают, в чем сила Православия, в чем сила веры. Кротость, любовь, следование Христу путем страданий – вот в этом сила Православия, а не в том, что мы будем что-то кому-то навязывать.

Еще хотелось бы мне коснуться вот такого вопроса: каким образом в Русской Православной Церкви строится работа с молодежью?

Работа с молодежью может строиться по-разному: можно изучать христианство, делать какие-то добрые дела, обязательно должен быть какой-то позитивный процесс, чтобы не было впечатления, что молодежь – это люди, которые собираются по интересам и только для того, чтобы пить чай или что-то покрепче и все. Работа с молодежью должна вовлекать людей в любое доброе дело: заботу о престарелых, заботу о больных, заботу об экологии, посадку деревьев, собирание мусора в парках. Они могут помочь привести людей в храм, разлить святую воду и т.д. Это может быть совместное паломничество, а также и другие, самые разнообразные формы работы. Главное – чтобы молодежи это было интересно, и чтобы через это наша молодежь формировалась и становилась зрелыми православными людьми, честными и добрыми членами нашего общества.

Есть ли у вас какая-то стратегия на ближайшие годы, долгосрочные планы, которые вы уже, возможно, выработали?

Церковь – это не политика, Церковь – это не экономика, хотя Церковь призвана влиять и на политику, и на экономику. Церковь – это реальная церковная жизнь. Мы пытаемся открыть для каждого человека возможность общения с Богом – источником жизни, источником вдохновения, источником радости, источником духовных сил. Это самая главная задача, которая у нас есть. Самое главное, чтобы люди понимали, в чем смысл религии, что это не просто какие-то внешние оковы, которыми Церковь пытается каждого человека оковать и закрепостить. Нет. Наоборот, Церковь пытается сбросить с человека тот балласт, который у него есть: балласт грехов, вредных привычек – сделать его причастником вечных радостей. Сама церковная жизнь и является самым главным в жизни каждого, надо только трудиться в этом направлении. Здесь времени может пройти и много, и мало. Только дай Бог, чтобы это все было. Ну, и конечно, чтобы люди воспринимали веру и Церковь, как что-то естественное и всегда современное.

Завершая наш разговор, я хотел бы задать вопрос, который, я думаю, требует довольно емкого ответа. Скажите, вы к нам надолго в Рязань?

Как Бог даст.

Святочные рассказы

Мы постоянно чувствуем ваши молитвы. Каждый насельник обители – это лучик Вифлеемской звезды

Церковные истоки Нового года

Календарей Нового года было всего два – гражданский и церковный

«На западе уже заходит солнце правды…»

Вышенского затворника очень волновала в годы его жизни опасная тенденция отхода части российского общества от православия

Творцы – творцу

Образы игумений превращаются в хранительниц, парящих на облаке, где в центре – душа монастыря

«Церковь современна всегда…»

Много хороших священников, замечательных прихожан, много активных и добрых людей, которые находятся во власти

В Мещеру, в Стружаны

Рязанцам повезло: область богата интересными достопримечательностями

Спасение тонущих

Почему в Православной Церкви празднуется Обрезание Господне

За кулисами монастырского хора

А наши певцы являются постоянными участниками служб, которые проходят в Новоспасском монастыре

Возвращение

Когда-то в этом здании располагалась первая мужская гимназия, в которой был Никольский домовый храм

Традиции и новации

Как часто люди, путешествуя по разным странам и городам, мало знакомы с тем, чем славится их малая родина

«Просвещение младенцев»

Мама случайно оказалась свидетелем занятия в группе ее ребенка на тему «Познание»

Константиновские святки

Рождество – праздник детский, и мы все вместе радуемся и славим в эти дни Рождение Христа

Чудо произойдет!

Тогда у меня было такое ощущение радости, счастья, которое испытываешь только в детстве

Светлая горница поэта

Отчего-то представляют Николая Рубцова простачком с гармошкой

Любовь «не ищет своего...»

Она воспитанница Ахтырского детского дома, приехала в Москву искать справедливости в начале «нулевых»

Прошлое и настоящее

Как бы с высоты птичьего полета я увидела дореволюционную Рязань

Любовь матушки Любови

12 декабря 2015 года, на 79-ом году жизни трагически погибла игуменья Покровского монастыря села Шаморга Скопинской епархии Любовь (Непахарева)

Митрополит Рязанский 
и Михайловский Марк