Пелена Памяти митрополита Иоанна (Снычёва). 2 ноября православная Россия отмечала 20-летие кончины приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва). Вспомнить о нем меня подвигла благодарная и светлая память о владыке как о человеке, через которого я стал воцерковляться, а вернее – посещать церковь. При этом он совершенно не знал об этом и со мной вообще не был знаком. Но одна единственная встреча у меня с митрополитом Иоанном все-таки была, и именно она, наполненная глубоким смыслом и казусная одновременно, повлияла на мое отношение к посещению богослужений. Этот удивительный случай произошел в Александро-Невской Лавре. Но, прежде чем рассказать о нем, надо сделать краткое вступление. …В далеком 1992 году распался Советский Союз, в котором я родился, в котором жил и которым гордился. И вот в одночасье все рухнуло. Рухнул смысл «трудного настоящего» ради «светлого будущего». Рухнула вера в то, что «близится эра светлых годов». Обессмыслились прожитые годы. Разочарование было еще то! В это же время в нашем доме стала появляться религиозная литература, я стал читать Псалтирь, Евангелие, писания святых отцов. Во мне стала возгораться (никогда, впрочем, не затухавшая) искорка веры в Бога. И я утешился, укрепился надеждой на то, что все и у меня, и в моем Отечестве как-то образуется. Но в храм ходить почему-то никак не мог начать ходить, а причащаться считал себя недостойным. Не знаю, сколь долго длилось бы это духовно опасное состояние, пока я не побывал на богослужении митрополита Иоанна (Снычёва) в Александро-Невском соборе. А заманила меня туда жена, причем, заманила хитростью (да спишет ей за это Господь сотню-другую грехов...) Как-то она поехала по делам в Санкт-Петербург и прихватила меня: нужна, мол, моя мужская сила – носить книги, которые она должна закупить для Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово. А сама уж знала, что едет не только «книги закупать», но и на богослужение в Александро-Невскую Лавру. Ну, заодно и меня в храм привести. Приехали мы в северную столицу, заночевали у знакомых, где вечером я поужинал бутербродами с колбасой, которую в то время в Рязани днем с огнем трудно было сыскать. Утром опять подкрепился колбасой, и поехали мы в Лавру. Приехали, значит, – и сразу в собор, на богослужение. Помню, стоял я на Литургии и не знал, что происходит. Ни слов, ни действий не понимал. Но старался хоть что-то уловить, и кое-что улавливал... Слышал и узнавал тексты, которые читал в Псалтири и в Евангелии. Но в целом все-таки мало что понимал. А душа пела! Отчего это она у меня пела, я не размышлял. Просто было хорошо. Светло и просторно был на душе. И вдруг смотрю – народ потянулся к митрополиту Иоанну причащаться. Стою, смотрю. Владыка через головы смотрит в мою сторону и спрашивает: – Кто еще не причастился, подходите! Я осмотрелся вокруг – все молчат. Он опять спрашивает: – Кто не причастился? «Так это же я не причастился, это он меня зовет, – мелькнула у меня мысль, – Все причастились, а я нет...». – Я, я не причастился! – с таким восклицанием ринулся к митрополиту Иоанну сквозь толпу и подошел к Чаше, даже не сложив рук (не знал, что надо их складывать пред причастием). – Имя? – тихо, но, как мне показалось, грозно спросил владыка. – Игорь. – Причащается раб Божий Игорь... Вот так впервые в жизни я приобщился Святых Христовых Таин. Конечно, впоследствии на исповеди рассказал об этом священнику, но тот только улыбнулся и, накрыв мою голову епитрахилью, простил этот невольный грех. То первое причастие и стало моим первым шагом на пути к воцерковлению. Словно пелена спала с моих глаз, и я увидел, что именно в храме мое спасение. А через годы узнал, что и у митрополита Иоанна был случай с «пеленой». Он произошел на танцевальной площадке, когда будущему владыке было всего шестнадцать лет. Согласно воспоминаниям митрополита Иоанна, когда он наблюдал за танцующими молодыми людьми, вдруг словно бы пелена спала с его глаз. И он увидел не танцующих, а стоящих за ними кривляющихся бесов. Юноша в страхе бежал с танцплощадки и стал еще усерднее посещать храмы. После такого моего «нечаянного», но во многом промыслительного причащения в Александро-Невской Лавре я стал не только ходить в храм, но и усерднее читать духовную литературу. А особенно труды митрополита Иоанна. Они просто потрясли меня и еще раз сорвали с моих глаз пелену, которая не давала мне увидеть, насколько духовно опасно было мое состояние, а также состояние российского общества того времени и в целом нашего государства. Кроме того, именно его труды подвигла меня на посильную борьбу с таким состоянием и в себе, и в обществе. И с работы над брошюрой под названием «Слово митрополита Иоанна» началось мое активное писательство на духовные темы. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Сычёв) был, пожалуй, одной из самых значимых личностей русской истории конца ХХ столетия. Не как политик и не как видный церковный деятель, хотя последнее и было присуще ему. Его значение определяется тем, что при духовной деградации русского общества тех лет и при тяжелейшем политическом кризисе, грозившем распадом России, он сумел дать ответы на вопросы «Кто мы, русские люди, и для чего живем?» Сформулированные им идеи национального возрождения полностью отвечали запросам того общества. И влияние они имели огромное. Классик русской литературы, писатель Валентин Распутин о трудах владыки сказал так: «Мы не могли не знать, как соединяет он нас всех своим присутствием и молитвой, какую огромную взял он ношу, чтобы поднять миллионы из уныния и отчаяния и вооружить надеждой». А вот что писала митрополиту Иоанну в 1993 г. старший научный сотрудник Третьяковской галереи Г.П. Чинякова «Благодарим Вас, владыка, и земно кланяемся Вам за Ваше достойное, мужественное стояние за Святую Русь, дорогое наше Отечество. Ваш пример укрепляет в нас волю к мужеству, терпению, к служению русской земле». В одном из писем митрополиту Иоанну архимандрит Агафангел (Догадин) писал: «Тысяча благодарностей Вам за пробуждение многострадального русского народа, Вы, подобно пророку Илии, с неутолимой ревностью обличаете силы сатанинского коварства, которые по-прежнему улавливают души «малых сих». Многая и благая Вам лета!» Увы, «многая лета» митрополит Иоанн прожить не смог. В 1995 году в возрасте 68 лет он скоропостижно скончался в результате сердечного приступа... И, когда его не стало, то, по слову Валентина Распутина: «Сделалось видно, что его обессиливала тяжкая картина страданий народных, хозяйничающие в нашей стране лихоимство и чужебесие, а, быть может, пуще всего обессиливали злоба и наветы ненавидящих, не понимающих его... И не успевал он претворить всю эту огромную тяжесть в молитву, оседала она на его сердце...». После кончины митрополита Иоанна нынешний глава Русской Православной Церкви, Патриарх Кирилл (будучи тогда настоятелем Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга) в прощальном слове тепло отозвался о его жизни и деятельности: «Вы любили свою страну и болели ее болями и за то прошлое, что с ней происходило, и за то трудное, что переживает она сейчас. Но Вы, внушая своим чадам любовь к Отечеству земному и к народу своему, никогда никому не проповедовали, чтобы ненавидеть другие отечества и ненавидеть другие народы. И чтобы за зло воздавать злом... И Вы обращались к нам, к сердцам нашим, чтобы не были они холодными, черствыми, грязными, гнилыми, чтобы мы пытались идти за нашим Господом, совершая свое спасение». Игорь ЕВСИН |
Многие русские города и городки России, будто огромной стёркой стирают свое лицо 7 декабря – день святой великомученицы Екатерины Крестным ходом – к учительнице В этот день 37 лет назад на девяностом году жизни преставилась старица Екатерина Михайловна Хлуденева 6 декабря исполняется 9 лет со дня праведной кончины приснопамятного архимандрита Авеля (Македонова). Батюшка скончался на 80-м году жизни 2 ноября православная Россия отмечала 20-летие кончины приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва) Новый год, не обидев соответствующее ему животное, а с фонарных столбов разноцветные объявления призывают решить все существующие проблемы Можно ли научиться избегать соблазнов, особенно накануне и во время празднования Нового года? Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения В христианстве плод граната символизирует вечную жизнь, духовную плодовитость, церковь, а его семена – её многочисленных членов Эстрада вообще опасна тем, что на ней легко столкнуться с большим количеством соблазнов и страстей Клирос – это награда или испытание? Трудное было время. Атеизм. Как найти певчих? Но, «свято место пусто не бывает» Белые от снежных хлопьев идут вечерними просторными полями Никола Угодник, Сергий Радонежский и Серафим Саровский |