Логотип рязанской газеты "Благовест"

Рождество и двадцать елок

Наверное, особенность современного детства в том, что из него стремительно уходит Праздник. Нет-нет, не подумайте, что редакция достала из архивов текст какого-нибудь девяносто третьего года о трудном детстве эпохи перемен. Речь «про сейчас» – ведь именно сейчас, в наше вполне закормленное время, Праздник (вот так, с большой буквы) очень часто проходит мимо наших детей.

В нашем детстве не было Рождества (по крайней мере, в таком масштабе, как у нынешних верующих семей). Но ощущение Чуда и Праздника – было. Было, правда, чуть раньше, на Новый год, но я уверена, что именно детские радости ожидания Праздника продолжают окрашивать радостью мое взрослое Рождество. Вы помните главный зимний праздник много лет назад? Посреди общей скудости – неожиданный запах мандарина. Клей, ножницы и много бумаги – половина елочных игрушек делалась своими руками. Фантики от конфет, накопленные за год, достаются из коробки и пускаются в ход. И праздничный – небывало вкусный – ужин. И папа поведет в ледовый дворец на «елку», и там дадут один (но какой!) набор шоколадных конфет… И город как бы пустой, а ледяные горки полные. И просто – все-все-все не так, как в будни.

Сейчас – вроде бы – все еще лучше. Витаминные мандарины мы едим круглый год, наборы шоколадных конфет ребенку приносят штук по восемь. Билеты на елку – да сколько угодно, тем паче, что каждый из родственников желает сводить дитя на «свое» представление. И вот, для ребенка Рождество начинается числах в двадцатых – с утренника в детском саду. Потом елка в театре по «профсоюзным» билетам – числа 28. Первого – гости, второго – гости. (Даже в семье, которая постится, часто ради родни накрывают некий «постный стол»). Третьего января папа ведет в театр, восьмого – еще какая-нибудь елка. Где-то посередине незаметно промелькнет Рождественская литургия. Привезли-причастили-увезли. Ну, или еще на утренник в воскресной школе оставили. А у кого-то еще будет кафе с аниматорами, поход с мамой в кинозал, и…, и…

И где он, праздник? Покажите пальцем! Все, как у политиков: хотели, как лучше – вышло, как всегда. Обилие праздничных восторгов превращает сам Праздник в суровые будни, когда дитя лениво роется в десятом по счету подарке, отыскивая «нормальную» конфету, и смотрит новогодний спектакль стариковским бесстрастным взглядом: «Опять Снегурочка, опять стихи…». А вертеп в воскресной школе из подручных материалов кажется и вовсе «скукотищей» – никаких тебе лазерных спецэффектов и цветомузыки, ууу…

Неслучайно ведь большим церковным праздникам предшествуют посты. Это не просто аскетическая «тренировка» – это средство помочь человеку немного вернуть себе остроту ощущений, испытать радость перехода от скудости к полноте, от покаянной скорби – к ликованию. Детям не полезен пост в форме лишения их молочных продуктов и т.п. Зато очень даже полезен пост «конфетный» и зрелищный. Обычно, лет после четырех, дети сами вызываются на подобные подвиги (для них, кстати, весьма немалые). Все это можно обговорить, «морально настроить», обсудить варианты (к примеру: конфеты не едим, но в воскресенье – можно). Билет в театр, если очень хочется, берем на «после Рождества».

И в разговение, в сам Праздник, главное – не терять бдительность. Рождество надо встретить! Отпраздновать. Порадоваться! А не ходить «встречать» как на работу по двадцати «елкам», пока не затошнит.

Елена ФЕТИСОВА

«Моя история. Рюриковичи»

Информационные войны, жертвами которой стали многие жители современной Украины, всегда велись против России

Комфорт, как мировоззрение — это путь к деградации

Стремление к комфорту, к расслабленности противоречит тому, что говорит нам Христос в святом Евангелии

Заветы матушки Феодосии

По ее молитвам и, конечно, родителей Господь даровал детей. И такие случаи были не единичны

Соборянка

Для меня владыка Симон – это символ чего-то светлого, бесконечного, источника вдохновения, жизни, радости, любви

Главное сокровище Елисаветы Федоровны

Елисавета Феодоровна решила навсегда оставить светскую жизнь

Бизнес на детях

Те, кто занят внедрением этой системы у нас в стране, ищут любые лазейки, чтобы достичь своей цели

Крепкие корни

Многолетние традиции стали прочной основой, благодатной почвой для современных преобразований

Рождество и двадцать елок

Детям не полезен пост в форме лишения их молочных продуктов и т.п. Зато очень даже полезен пост «конфетный» и зрелищный

Конец - всему начало...

Сегодня в России проповедуется культ человека, а не Бога, люди поклоняются творению, а не Творцу

Глинские старцы в Грузии

Почти четыре столетия Глинская обитель оказывал мощное воздействие на духовную жизнь всей России

«Свобода – это рамки»

Разобраться в себе и найти свой путь Ольге помогает вера и известный старец отец Николай Гурьянов с острова Залит

Подходя к Чаше

Насколько важно, какая рука лежит поверх: правая или левая, когда идешь к причастию?

Овца преткновения

Мои друзья каждый год отмечают католическое Рождество, хотя крещены в православной вере

«Лавр»

Сюжет романа, сложноорганизованного, но не перегруженного, уносит читателей в Средневековье

Рождество и 
двадцать елок