Логотип рязанской газеты "Благовест"

Стоит прочитать

«Лавр»

Книгу, о которой пойдет здесь речь, бояться не надо. Она не только не нанесет вред душе, но, напротив, способна излечить ее от таких, к примеру, недугов, как уныние и маловерие, тем паче, что главным героем произведения является врач.

Роман доктора филологических наук и специалиста по древнерусской литературе Евгения Водолазкина «Лавр» назван автором неисторическим и имеет посвящение его супруге Татьяне. В 2013 году он был удостоен ежегодной российской национальной литературной премии «Большая книга», а также премии «Ясная Поляна» и премии конвента «Портал». Книга вызвала широкий общественный резонанс и собрала в сети Интернет большое количество положительных отзывов.

Сюжет романа, сложноорганизованного, но не перегруженного, уносит читателей в Средневековье. Выбор эпохи автором не случаен. «Есть то, о чем легче говорить в древнерусском контексте. Например, о Боге – пишет Водолазкин, – Мне кажется, связи с Ним раньше были прямее. Важно уже то, что они просто были. Сейчас вопрос этих связей занимает немногих, и это озадачивает. Неужели со времен Средневековья мы узнали что-то радикально новое, что позволяет расслабиться?».

Книга «Лавр» состоит из пяти частей, которые раскрывают путь врачевателя Арсении от рождения до его кончины. Обладая даром исцеления, главный герой не смог спасти свою возлюбленную, которая умирает при родах. Тогда Арсений отрекается от собственной жизни и решает пройти земной путь вместо нее. В попытках искупить грех герой берет на себя непосильные для обычного человека подвиги: проходит труднейшие испытания и достигает святости. Он проживает четыре жизни, меняет четыре имени, и в этих прожитых судьбах угадываются Великие русские Святые: Василий Блаженный, Серафим Саровский, Нил Сорский и др.

Евгений Водолазкин великолепно владеет языком, смешивая всё и вся в какую-то удивительную языковую композицию: древнерусская речь перемежается современными языковыми оборотами, и это выглядит органично и не вызывает отторжения. Герои «Лавра» имеют возможность видеть прошлое и будущее, слышать друг друга на расстоянии. Таким удивительным приемом автор намекает, что события романа разворачиваются как бы вне времени. Водолазкин связывает прошлое, настоящее и будущее единой нитью вечных понятий: любовь, жертвенность, покаяние, прощение. Читая эту книгу, снова и снова убеждаешься, что ни при каких условиях не надо отчаиваться, что никогда ничего не потеряно, что Бог милостив и таинственным образом промышляет над каждым.

Еще один современный писатель, Захар Прилепин в своей рецензии на «Лавр» написал: «Самая важная книга года, от нее исходит тепло, ее срочно нужно издать тиражом в 50 млн. экземпляров, чтоб хватило всем взрослым людям в стране. В детстве после прочтения книг мне хотелось стать мушкетером или летчиком – а, когда я читаю Водолазкина, мне хочется стать святым». Вот и мне тоже…

Дарья УГАРОВА

Эдесское чудо

Юлия Вознесенская. Эдесское чудо. – М., 2013.

Талантливая современная писательница Юлия Вознесенская известна читателям как автор особого жанра «православного фэнтези». Однако ее новая книга «Эдесское чудо» – это исторический роман, написанный на основе древнего сказания о чуде, сотворенном некогда святыми мучениками Гурием, Самоном и Авивом. Благодаря своему богатому художественному воображению, писательнице удалось так пересказать древнюю повесть, что она превратилась в увлекательный роман, который читается на одном дыхании. Роман написан живым языком и очень близок современному читателю, ведь трагическая ситуация, в которую попадает главная героиня, девушка Евфимия, к сожалению, порой повторяется и в наши дни. Влюбившись в чужеземного воина, она выходит за него замуж и отправляется с ним в его страну, но только по прибытии выясняется страшная правда – ей уготована участь не жены, а рабы… Ослепленная любовной страстью, Евфимия совершает много ошибок и даже страшный грех, но ей не дают погибнуть молитвы матери и нянюшки. По их молитвам святые мученики совершают великое чудо. Книга может заставить читателей, особенно молодых читательниц, о многом задуматься и даже переосмыслить свою жизнь, как это делает Евфимия. Стоит ее прочесть и для того, чтобы узнать, почему святые Гурий, Самон и Авив являются покровителями супружества, – ведь немногие из тех, кто им молится и заказывает молебны, прося помощи в решении семейных проблем, знают из их жития о чуде, совершенном ими уже после их мученической кончины.

Анна НЕЗНАЕВА

 

«Моя история. Рюриковичи»

Информационные войны, жертвами которой стали многие жители современной Украины, всегда велись против России

Комфорт, как мировоззрение — это путь к деградации

Стремление к комфорту, к расслабленности противоречит тому, что говорит нам Христос в святом Евангелии

Заветы матушки Феодосии

По ее молитвам и, конечно, родителей Господь даровал детей. И такие случаи были не единичны

Соборянка

Для меня владыка Симон – это символ чего-то светлого, бесконечного, источника вдохновения, жизни, радости, любви

Главное сокровище Елисаветы Федоровны

Елисавета Феодоровна решила навсегда оставить светскую жизнь

Бизнес на детях

Те, кто занят внедрением этой системы у нас в стране, ищут любые лазейки, чтобы достичь своей цели

Крепкие корни

Многолетние традиции стали прочной основой, благодатной почвой для современных преобразований

Рождество и двадцать елок

Детям не полезен пост в форме лишения их молочных продуктов и т.п. Зато очень даже полезен пост «конфетный» и зрелищный

Конец - всему начало...

Сегодня в России проповедуется культ человека, а не Бога, люди поклоняются творению, а не Творцу

Глинские старцы в Грузии

Почти четыре столетия Глинская обитель оказывал мощное воздействие на духовную жизнь всей России

«Свобода – это рамки»

Разобраться в себе и найти свой путь Ольге помогает вера и известный старец отец Николай Гурьянов с острова Залит

Подходя к Чаше

Насколько важно, какая рука лежит поверх: правая или левая, когда идешь к причастию?

Овца преткновения

Мои друзья каждый год отмечают католическое Рождество, хотя крещены в православной вере

«Лавр»

Сюжет романа, сложноорганизованного, но не перегруженного, уносит читателей в Средневековье

«Лавр»