Логотип рязанской газеты "Благовест"

 Культурное бескультурье

Наш собеседник – протоиерей Сергей Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, настоятель университетского Покровско-Татьянинского храма, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, кандидат физико-математических наук.

– Отец Сергий, что такое духовность, в вашем понимании? В каком она сегодня состоянии?

– Сначала давайте определимся с самим термином «духовность». Что под этим подразумевается? Есть много толкований: в культурологии, психологии, других науках. А вообще-то говоря, духовность надо связывать с религиозностью, потому что речь идет об источнике духа. С точки зрения атеизма, этот источник находится в природе и неотделим от неё, а следовательно, «дух» - это некая материальная субстанция, некое физическое поле.  С точки зрения христианства, Бог - Творец мира, Который от благости Своей дал миру бытие, часть объектов наделил тем, что мы называем «жизнь», многим живым существам дал разум, а человек, помимо бытия, жизни и разума, имеет особый дар - дух. С этой точки зрения надо вести речь о христианской, православной духовности и соответствующей культуре, в которой оформляются соответствующие представления о мире, о человеке, об отношении к природе.

– Давайте говорить о духовности в более широком смысле - не только в православии, но и в культуре, искусстве, литературе...

– Собственно говоря, культуру как явление можно понимать правильно только после того, как будет выявлено религиозное основание, с которого культура будет рассматриваться и оцениваться. В атеизме культура есть производное от развития обезьяны до человека, а потому оценивается с точки зрения прогресса: от примитивности к сложности. Здесь весьма силен компонент релятивизма: что считать культурой, а что следует именовать бескультурьем?! В православии культура оценивается как отражение культа Божьего, либо, как то, что имеет следы богоборчества или богоборчество в явном виде. В это смысле можно однозначно говорить о псевдокультуре и антикультуре. Народы, выстраивая свои отношения с Богом-Творцом, создают свои культуры, в которых отражается их представление о божественном, о мире, о человеке. Следует заметить, что часто народы не желают примирится с Богом и покланяются богам-идолам, или же материи, т. е. силам природы. В православии общение с Богом предполагает примирение с Ним во Иисусе Христе Сыне Божьем, что порождает культ, который генерирует соответствующую культуру. Это и православное искусство, и литература, и культура общения, и культура быта, и культура хозяйствования.

– Это понятно: издревле монастыри были хранителями культуры, истории, духовной литературы, письменности...

– И не столько хранителями, сколько творцами: хранителями культа и творцами культуры. Вспомним завет: «Русь святая – храни веру православную». Как источник чистой воды напояет всех жаждущих, так и Православие одухотворяет всю жизнь народа, который украшает свою жизнь соответствующей культурой. В этом смысле, во-первых, нужно отделять нашу православную культуру от культур других народов, нехристианских; а во-вторых, надо отличать культуру от бескультурья. В антикультуре всегда содержится богоборчество, в той или иной степени, иногда в открытой, грубой форме. Возьмите хотя бы современные направления в музыке, да и в иных видах искусства: панк, рок, модерн.

– Как тут не вспомнить недавнее богохульство молодежи в храме Христа Спасителя. Отчего подобное происходит?

– К сожалению, у нас сейчас наблюдается очень слабое приобщение молодежи к истокам собственной, национальной культуры. Нет защиты от антикультуры, от  псевдокультуры.

– Но как богохульство в храме стало возможным?

– В этом, надо сказать, в первую очередь, следует винить нашу систему государственного образования, которая, начиная с девяностых годов, а особенно при господине Фурсенко, деградирует по всем направлениям. Каких людей государство воспитывает? На основе каких образов, каких образцов?! Какие идеалы и ценности проповедует государственная образовательная доктрина?! У нас пока даже не решен вопрос о том, кто, какие субъекты населяют территорию нашего государства.

– Граждане государства?

– Нет, именно субъекты, субъекты исторического процесса. У нас в последнее время исчезает из обращения такое понятие, как «народ». Именно «народ» есть субъект истории и строитель (либо соучастник строительства) государства.

– Его заменяют наименованием «электорат».

Да, это электорат, это население, это потребители, это гражданское общество...

– Россияне, граждане, избиратели...

– Да что угодно! Но слово «народ» исчезает. А без этого понятия невозможно определить цель и смысл существования государства, потому что государство -порождение народа. Умение строить государство - дар от Бога, а у некоторых народов такого дара нет. Государство строить трудно, дорого, это требует больших духовных сил и напряжений.

– Не кажется ли Вам, что в последнее время происходит духовное обнищание, деградация, нравственное разложение народа? У нас утрачено понимание того, что мы великий народ, утрачено понимание общности, единства, утрачен, говоря новолюдным словом, менталитет.

– На самом деле это не совсем так. Дело в том, что в последнее время происходит разделение людей, и очень сильное, интенсивное. Как сказал Христос: «Не мир я вам принес, но разделение». Это разделение происходит, в первую очередь, в сфере духовной. Часть людей стремится к осознанию своих духовных корней, а другая часть населения (назовем её условно западнической) не хочет осознавать своей сопричастности с нашей традиционной культурой, нашей историей. И это разделение существует во всех социальных слоях общества.

– Но так было и во времена славянофилов и западников.

– Так было всегда, но здесь многое определяется пропорцией.

– А сейчас какая чаша перевешивает: русская православная духовность или тяга к Западу?

– По-моему, перевешивает всё-таки наша традиционная тяга к православной духовности. Происходит это подспудно, таинственно, глубоко. Но если посмотреть то, что нам показывают многие средства информации, там, конечно, совсем другое. Существует глубокое различие: одно дело – как, какой жизнью живет народ, другое – как показывают жизнь населения с телеэкранов. Это разные миры: мир реальной жизни, и виртуальный мир СМИ.

– Православие всегда исповедовало принцип державности...

- Совершенно верно, это как раз опровергает толстовский принцип непротивления злу насилием.

– А как обстоит дело сейчас?

– Церковь и сейчас не изменилась. Другое дело, что государство, начиная с Петра I начало уходить от Церкви, а в результате– Смута, революции, перестройка, реформы... Государство как совместный с Церковью хранитель Православия рухнуло после Октябрьской революции, а сейчас находится в шатании и колебании, и от этого нам никуда не деться. Сегодня у нас государственная система очень неустойчива. Она будет токовой до тех пор, пока государство не вернется к истокам своего существования!

– А в советское время?

– В советские годы государством была выстроена система подавления Церкви -государство было богоборческим.

– Но в то время духовные устремления людей были гораздо выше, чем сегодня!

– Духовности на уровне государства в православном понимании в советские годы не было, но верно и то, что отношения между людьми были более нравственными, более целомудренными. Когда человек хочет принести пользу стране и народу , это гораздо ценнее, чем победивший сейчас во многих эгоизм, эгоцентризм и культ мамоны.

– Сейчас идеалы другие: хватай, что можешь, обогащайся... Как быть с этим?

– Пути Господни неисповедимы. Наш народ пережил много форм государственного устройства. Жили при князьях, при царях. Пережили Смуту, пережили революции, пережили атеистическое правительство, пережили перестройку–новую Смуту. Сейчас положение в стране вроде бы стабилизировалось, хотя это явление временное, и нынешнее состояние государства никого не устраивает. Оно не удовлетворяет, в первую очередь, русский народ, как народ государствообразующий.

– Но с телеэкранов нам говорят иное...

– По моим наблюдениям, русский народ сейчас достаточно интенсивно идет к своему духовному осознанию. Мы всё больше осознаём себя русскими -православными, и здесь важна мудрая национальная политика государства, иначе неизбежны межнациональные и межрелигиозные конфликты. Развал государства начинается с развала его центра, и те, кто планирует этот развал, проводят политику ликвидации физических носителей духовности – народа.

– Православная церковь каким-то образом пытается противостоять этому?

– В последнее время происходит значительная активизация Церкви в духовной и социальной жизни общества, и думаю, что результат - не за горами.

Беседовал Александр ПОТАПОВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестоносцы

Ожидается, что в этом году в Екатеринбурге будет самый большой крестный ход

Спасительная миссия России

Ответственность за христианский мир, по-видимому,  ложится на Россию, долг которой собрать под свое крыло тех «живых» западноевропейцев, которые, противостоя антихристианскому, античеловеческому диктату

ЦАРСКИЙ ПУТЬ

Начиная с 70-х годов прошлого столетия, в Ганину Яму тайком стали проникать благочестивые христиане, чтобы поклониться этому святому месту и помолиться царственным мученикам

Культурное бескультурье

Система государственного образования, начиная с девяностых годов, а особенно при господине Фурсенко, деградирует по всем направлениям

Гребенка ЕГЭ

Все зависит не только от знаний выпускника, а от места сдачи экзамена, степени наглости испытуемого, его связей, психологического состояния, жесткости, попустительства, степени неподкупности дежуривших педагогов

Исполнение желаний или  детская молитва

Детей все вперёд пропускают, и оказались наши мальчишки прямо перед епископом, который проповедь читал

Сон-2

Растущие зубы – это отдельная песня. По своим детям заметила, что девочки переносят прорезывание зубов как-то спокойнее, чем мальчики

Ребенок для себя

Моей подруге уже за тридцать, она  отчаялась найти свою половину и хочет родить ребенка для себя, без мужа

Гаретовские чтения

IX Гаретовские чтения – уникальное явление, их проведение считается важнейшим событием не столько для Ряжского района, сколько для всей Рязанской области и России

Старец на валу, или как святитель Василий Рязань от фашистов спас

В Захарово они пробудут недолго, - говорила Полюшка, – а потом погонят их наши войска с Михайловской земли

Сергей Рыбаков