Музыка нашего дяди Васи Все вы, наверное, знаете песни на стихи Сергея Есенина «Клен ты мой опавший…», «Ты жива еще, моя старушка…». Но мало кто знает, что автор музыки – выдающейся русско-советский композитор и исполнитель Василий Николаевич ЛИПАТОВ (8.02.1897-17.02.1965) «Если бы молодость знала, если бы старость могла…», – не устаю твердить я младшему поколению. Как дорого сейчас заплатила бы, чтобы хоть полчасика поговорить с теми, кого уже с нами нет. Сколько вопросов задала бы им, и сколько «белых пятен» родовой памяти смогла бы раскрасить ярким цветом… Молодые пока не интересуются, не спрашивают, а я записываю каждую мелочь – повзрослеют, и, может быть, вспомнят мои каракули добрым словом. Все началось с дяди Васи. Он мне вовсе никакой не дядя. Но так его называла мама. Ей-то он точно приходился дядей – как-никак, брат ее мамы, моей бабушки Клавы. А, значит, я – его внучатая племянница. Дядя Вася – это гордость и достопримечательность нашего рода. Ну, как же! «Ты жива еще, моя старушка? Жив и я… Привет тебе, привет!», «Клен ты мой опавший. Клен заиндевелый…». Поют до сих пор и не всегда знают, что это музыка НАШЕГО дяди Васи! Соловей земли Рязанской, друг Сергея Есенина, любимый ученик Александра Константиновича Глазунова… Дядя Вася – Василий Николаевич Липатов – талантливый композитор-песенник. Так мало сказано о нем в энциклопедиях. И так много рассказов о нем в нашем доме. Когда в роду появляется исключительный по своим талантам или заслугам человек, то его, поднимая «на пьедестал исключительности», как бы выдвигают за рамки семьи, окружая особым ореолом человека, у которого вроде бы и не было обычной жизни. А человек радовался, мучился, страдал, искал, очаровывался и разочаровывался… В общем, жил! Вот и решила написать рассказ о нашем «исключительном» Василии Николаевиче Липатове-композиторе, как о простом, несомненно, очень одаренном человеке, но со своими слабостями и радостями – о НАШЕМ дяде Васе… Я встречалась с дядей Васей в Ленинграде два раза – в ноябре 1961 г. и летом 1962 г., когда была еще юным созданием и «грызла гранит» музыкального искусства. Комнатка в коммуналке на Гороховой. Куча нотных листов, старенькое фортепиано и портрет А.К. Глазунова на стене с его теплыми словами к своему ученику. Точно надпись уже не помню. Когда-то А.К. Глазунов писал о романсе своего ученика «Письмо матери»: «Я бы подписался под этой мелодией! Это – русская «Ave Maria». Вот так надо писать!..». Дядя Вася очень волновался – приехала с Севера внучка – Аленушка! Его постаревшие длинные пальцы уже потеряли точность, но все еще летали по клавиатуре с невероятной скоростью. Нос смущенно и недовольно фыркал, если цеплялись соседние клавиши. Я понимала, что даже сейчас это руки виртуоза. Увы, мои молодые руки начинающего музыканта предпочитали Largo. Музыканта на всю жизнь из меня так и не получилось, но традиция рода Липатовых – все играют на музыкальных инструментах – не была прервана. – Родня, родня! – смеялись родственники, наблюдая за нашей игрой в четыре руки. – Вздыхаете синхронно, подстанываете и закатываете глаза один в один – дед и внучка. Я и дядя Вася растворялись в эмоциональном родстве. Глажу ноты, подписанные для меня в тот день рукой дяди Васи… Через несколько лет его не стало… Это были всего две наши встречи. Мама рассказывала, вздыхая, что дядя Вася был, прежде всего, потрясающим симфонистом, а потом уже песенником. Ему просто запрещали писать то, что хотелось. Хотя этого почти никто не знает. «Угрюм-река» была порвана еще до того, как увидела свет. И сколько еще потрясающей музыки утонуло, исчезло в отчаянном порыве не понятого, не принимаемого тем «НЕ ЕГО» временем, где не было места «Тишине» полей. Послевоенная разруха требовала маршей энтузиастов, прославления электростанций и тракторов… А мой музыкальный путь начинался с дяди Васи. Стоя в детской кроватке и раскачиваясь в такт музыке и шипению патефонной иголки, я тоненько душевно выводила свою первую песню: «Ти-си-на-а-а пи-ле-е-ей… Ти-си-на-а-а пи-лей…». Е. Н. САВИНА, г. Москва На фото: Липатов Василий Николаевич с племянницей Самолётовой Лидией Ивановной, Ленинрад, 1962 г. ; Елена Савина, 1960 г.
|
Традиционные ценности как единый стержень По заключению ВНИИ МВД только 8 % насильственных действий над детьми совершается в семье, а остальные 92 %(!) вне семьи, т.е. на улице, в общественных местах, в школах и т.п. И с каждым годом эта цифра снижается Но как молодому человеку в современном суетном мире не пропустить такую встречу с Богом? Как войти в церковную жизнь? Где найти друзей, близких по духу? Как проводить с пользой свободное время В церковной практике владыка Симон не позволял себе ни подобострастия властям, ни снисходительного отношения к прихожанам Благословение отца Иоанна Крестьянкина Вся его жизнь была примером служения Богу. Пройдя суровую школу лагерей, батюшка всегда оставался светлым, добрым человеком Мечта шуршателя или кое-что о развивающих игрушках Отдел игрушек – волшебное место. В него, ожидая первенца, я заглядывала почти с благоговением и присматривала все необходимое чаду Организация праздников, в частности Нового года, становится для родителей, особенно православных, уже не таким простым делом Праздничное настроение святок рязанцам 20 января продолжила создавать автор-исполнитель Светлана КОПЫЛОВА На вопросы родителей отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех Святых в Красном селе (г. Москва) Когда коммунисты упраздняли Троице-Сергиеву Лавру, старец Захария был последним монахом, вышедшим из монастыря Эта книга – один из редких случаев внимания к теме Первой мировой войны. В этой связи показательным является тот факт, что книга выходит на личные средства её составителей и благодетелей «Если бы молодость знала, если бы старость могла…», – не устаю твердить я младшему поколению Накануне Рождественских праздников экспертный совет конкурса «Православная инициатива-2012» объявил списки организаций, проекты которых одобрены к финансированию |