Логотип рязанской газеты "Благовест"

Свет Шостьевского монастыря

На Москву как была, так и остается вся надежда в бедной првинции, в малых городах, исчезающих деревнях, обмельчавших селах. С одной стороны в столице всегда есть высокооплачиваемая работа для тех, кто хочет и умеет трудиться, с другой один из самых дорогих городов мира разрушает семьи, выуживает из родных мест умных, предприимчивых людей. Но есть и другая тенденция, когда москвичи или те, которые ими стали, повзрослев, поумнев, поднакопив кое-какой капитал, устав от вечной суеты, возвращаются к земле, к природе, к тишине, туда, где ближе к Богу.

Так в конце девяностых годов ХХ века в селе Шостье, недалеко от Касимова, оказалась семья москвичей, прихожан Заиконоспасского монастыря г. Москвы. Вскоре они по просьбе сельчан стали ходатайствовать перед своим духовником, игуменом Петром, настоятелем Спасского собора Заиконоспасского монастыря, о восстановлении в Шостье Никольского храма. А в это время батюшка искал место под подворье обители, при котором можно было бы открыть пансион для девочек-сирот. Он и его духовные чада молились, чтобы Господь указал на это место.

В большом старинном селе была тогда и школа, и дороги неплохие, да и от Москвы не так далеко – меньше 300 километров. На Шостье тогда и остановили выбор.

Сначала сестры поселились в ветхих деревенских домиках. И были несказанно рады, когда на пустыре, заваленном металлоломом, камнем, щебнем, им выделили место под монастырь и отдали старое здание пришкольного интерната. Везде бегали мыши, крысы, не было ни горячей, ни холодной воды. Когда пустынь обнесли деревянным забором, внутри начали вырисовываться контуры будущего монастыря. Обитель начали строить с молитвы в возрождаемом сельском Никольском храме.

После соблюдения определенных формальностей он стал патриаршим подворьем, и уже на Пасху в 1999 году после долгого перерыва здесь состоялась первая служба. Несмотря на то, что основная территория монастыря находится в другой стороне села, он считается главным храмом обители.

В тот день, когда мы приехали в Шостье, службы здесь не было, но монахиня Саломия с готовностью и радостью повела нас в Никольский храм и рассказала нам его историю.

По мере увеличения населения храм, о котором упоминается в окладной книге за 1683 год, неоднократно перестраивался, расширялся. После пожара в 80-х годах XIX века, на его месте возвели огромный каменный храм, который сохранился до наших дней. Построили его всего лишь за 4 года на местном материале. Кирпич обжигали в печи, стоявшей рядом с храмом. Стены сейчас расписаны, а прежде они были покрашены в голубой цвет.

После строительства храма центральный предел стал не Никольским, а Вознесенским, но по старинке и во всех документах он все еще проходит как Никольский. Есть здесь и еще третий предел – в четь мучеников Флора и Лавра.

Последним, перед закрытием в начале ХХ века, настоятелем этого храма был протоиерей Николай из известной священнической династии Чельцовых. Он умер в 1935 году, после чего храм и закрыли. Не так давно в Шостье в храм приезжала незрячая женщина, правнучка священника Константина Рощина, тоже служившего здесь до революции и бывшего прежде здесь старостой. По словам ее бабушки, отец Константин при советской власти скрывался от репрессий в лесах. Однажды появился в доме, заставил детей написать отказ от него и вновь исчез.

В Шостьенском храме служили также священники из династии Лебедевых. Но самые знаменитые – из фамилии Фортинских. Например, один из сыновей протоиерея Иакова, служившего в Никольском храме в середине XIX, века был ректором Киевского университета, доктором исторических наук.

В советское время в Никольском храме было зернохранилище и летало много голубей, которых буквально отстреливали, поэтому стены были повреждены, как в войну, а фрески изрешечены пулями. Восстановить их не представлялось никакой возможности. Возрождать храм сестры начали с трапезной части, вырезая проросшие в окна березы, перекрыв потолок. Весь храм, кроме купола, сестры расписывали сами. Своих подлинных, принадлежавших храму до разрушения, предметов в храме очень мало. Это крест, который хранится в алтаре и поломанный железный подлампадник. Привлекает внимание в храме и еще один крест, который здесь называют Анатольевским. По местному обычаю этот крест во время похорон несут впереди похоронной процессии, а затем 40 дней держат в доме умершего.

Из старинных икон до нашего времени дошла только одна, это икона святых мучеников Флора и Лавра, которая в очень плохом состоянии и не подлежит реставрации. В храме есть образ Матери Божией «Всецарица», исцеляющей от рака, есть образ святителя Василия Рязанского, есть старинная XIX века Серафимо-Понетаевская икона. «Ее можно отличить от других образов Божией Матери «Знамение» тем, что у нее глазки подняты вверх, – рассказывает матушка Саломия. – Одна из иконописец, написавшая образ Матери Божией «Знамение», увидела, что глаза ее иконы смотрят в небо, она попыталась вновь нарисовать прямой взгляд, но каждый раз глаза вновь были обращены вверх. Эту икону подарила храму одна из сестер монастыря, очень состоятельная прежде в миру. Эта икона из Серафимо-Понетаевского монастыря, который образовался при расколе Серафимо-Дивеевской обители».

Матушка Саломия так же интересно, как об истории храма, старинных иконах, рассказывает о современной росписи, где много изображений касимовских новомучеников, блаженных Любушки Рязанской, Матроны Анемнясенской, царственных мучеников. Каждая из сестер обители принимала участие в росписи, расписав хотя бы маленький вензелек орнамента.

Сестры бережно сохраняют и восстанавливают историю Никольского храма, поминают всех здесь служивших, чьи имена нашли. Никольский храм с. Шостье стал первым храмом, в котором трудами и молитвами сестер и их духовника возобновились богослужения.

Второй храм Шостьевского монастыря, храм святых мучеников Флорa и Лaврa, построен в 2004 году на уже облагороженной, обустроенной, обнесенной забором территории обители, также на средства московских благодетелей. Церковь небольшая, деревянная, в северном стиле, но тоже уже со своей историей и иконами, по молитвам перед которыми идет помощь обращающимся к ним. В этом храме – женский Афон. Во время службы, кроме священника, для мужчин двери закрыты. В это время здесь молятся монахини, воспитанницы монастырского приюта-пансионата для девочек, паломницы. Впрочем, недалеко от Шостье, в деревне Кулово есть и мужской Афон. Скит возник в заброшенной деревеньке с храмом  также по благословению духовника сестер игумена Петра.

Мне довелось побывать в Шостьевской обители, когда она уже пережила свои самые трудные первые годы становления. И такое ощущение, что женский монастырь всегда был в этом старинном селе с крепкими домами, которым около 200 лет. С появлением здесь монастыря село стало еще крепче и социальные проблемы значительно мягче, чем в других нынешних русских селах и деревнях. Например, детский садик содержат сами монахини и трудницы и сами воспитывают дошколят. Многодетной семье переселенцев монастырь на свои средства построил просторный дом.

Школу в с. Шостье, благодаря тому, что в село переехали многодетные семьи, а в монастыре открыт пансион-приют для девочек, не только не оптимизировали, т.е. не закрыли, а построили новую современную. И преподают там монахини с университетским образованием: химию, иностранный язык, рисование…

Но главное, возобновилась в Шостье молитва, да еще какая! – монашеская, и село живет, и каждый неленивый сельчанин может здесь найти работу в монастырской ли конюшне, на птичьем дворе или на многочисленных грядках и диковинных парниках, в которых трудятся и сами монахини.

Ирина ЕВСИНА

 

 

 

 

 

В начало

Возвращение воинствующих безбожников

Действительно, люди, не знающие Бога, перестают отличать правое от левого

Право на родительство

Ювенальная юстиция – зло, порок, а с пороком, как учат святые отцы, беседовать нельзя

Крестопоругание

Случаи «крестоповала», скорее всего, активизируют обсуждение идеи о создании православных дружин

1812. В едином духе

На территории Рязанской губернии не велось боевых действий, но главные события войны происходили совсем рядом, по соседству с ней, и их последствия легли на губернию тяжелым грузом

Вдали от суеты мирской

Если хочешь навести порядок в городе, наведи сначала порядок на селе. Если хочешь навести порядок на селе, наведи порядок в семье. Если хочешь навести порядок в семье, наведи порядок в своей душе

Двадцать лет спустя

В домике было всегда холодно, даже летом приходилось топить печь, у которой стояли батюшкины валенки

Достучаться до сердца

Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье

Новые семинаристы

Идет непрерывный творческий поиск форм педагогической деятельности, целью которой является всесторонняя подготовка священнослужителей, готовых к исполнению своего пастырского служения в современных условиях

Извечный вопрос

На вопросы отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, г. Москва

Чего ждать от школы

Нужны совершенно другие программы по математике, по русскому языку, по литературе, по истории – практически по всем предметам

Гоголь написал роман «Война и мир»

Поражает абсолютная безграмотность в области литературы (это результат беспощадного сокращения учебных часов на этот предмет)

Свет Шостьевского монастыря

Так в конце девяностых годов ХХ века в селе Шостье, недалеко от Касимова, оказалась семья москвичей, прихожан Заиконоспасского монастыря г. Москвы

Подвиг жены героя

Имена героев Отечественной войны 1812 года золотыми буквами вписаны в историю России

В Шостье