Логотип рязанской газеты "Благовест"

Достучаться до сердца

Вкус жизни

– Знаешь, какая у меня задумка? На месте наших традиционных соревнований на реке Большая Сосна под Ельцом в Липецкой области поставить поклонный крест в честь преподобного Варлаама Керетского, покровителя всех, кто путешествует по воде. Крест северный, беломорский. Здорово, если бы там, в Карелии, его освятили и привезли», – говорит мне отец Сергий Титков, задумчиво и сосредоточенно глядя на дорогу.

Он за рулем, мы едем с ним в Вышенский монастырь на Феофановские чтения.

На дворе октябрь 2011, позади насыщенное мероприятиями лето, в которых наша молодежная организация «Китеж» принимала активное участие.

Что такое «Китеж»? Это «мальчишки и девчонки, а также их родители». Без мам, пап, бабушек и дедушек никуда, каждое мероприятие проживается ими с волнением и радостью, наши победы – это и их заслуга.

Каждый наш лагерь – это незабываемые приключения, новые впечатления и знания, порой суровые испытания, радостные эмоции и люди, замечательные люди. Водный туризм, велопробеги, интересные маршруты (Кавказ, Крым, Валдай, Оптина пустынь, Карелия, реки и дороги Рязанской области) и всегда посещение богослужений в этих местах.

В совместных трудах, в преодолении дорожных трудностей, в стремлении помочь ближнему раскрываются по-новому характеры молодых людей. Принимаем всех: православных, некрещеных, неопределившихся в вере. Наше дело «не крестити, а благовестити» (1 Кор.1; 17). А там Господь выведет на нужную дорогу. Лишь бы не заблудиться…

– Идея батюшки мне очень понравилась. Рязанцы с водой издревле связаны, недаром на Оке стоим. И небесный наш покровитель – святитель Василий когда-то по реке к нам прибыл. Тоже, считай, капитан корабля: вывел Рязанскую епархию в жизнь. Если установим крест под Ельцом, это ж, прямо-таки, апостольская проповедь для всех водников! Но как все это организовать? Где брать средства? Людей? Как мы крест из Карелии довезем? – скептически размышляла я на обратном пути из Вышенского монастыря. Все устроилось летом 2012 года.

Покровитель мореходов

– Ребята, подъем! Скоро мурманские батюшки подъедут, – весело кричит отец Сергий. – Крест встречать!

Развернули флаг «Китежа» и дружной гурьбой пошагали к часовне в честь великомученика Георгия Победоносца, что стоит на левом берегу реки Кереть прямо у порога Морской, который служит воротами в Белое море.

Вот уже несколько дней «китежане» в Карелии. И непогода бушевала, и бурная вода грозила поглотить наши пожитки, и вредный мокрец кусал, на порогах застревали, и слезы радости, когда все позади, и дружеские объятия, и тарелка с горячим супом – как манна небесная, вкуснющая! И всепоглощающая благодарность Господу за эту землю, за выглянувшее солнышко, за красоту, за то, что воду можно пить прямо из реки, за добрых людей, оставивших на стоянке сухие дрова, за все, все, все!.. Когда мы приплыли к старинному поморскому селу Кереть, мы были уже единой командой.

Когда-то Кереть была экономическим центром округи. Здесь жили рыбной ловлей, охотой, солеварением, добычей слюды и жемчуга.

По преданию, заступник северных мореходов преподобный Варлаам был родом из Керети. По попущению Божиему совершил он тяжкий грех. Вверившись всей душой своему духовному отцу, святителю Феодориту Кольскому – великому подвижнику Евангельского просвещения древних земель Кольского Севера, Варлаам ушел на баркасе в открытое море. Скитаясь по волнам Баренцева и Белого морей, предав себя всецело воле Божией, прп. Варлаам явил своей жизнью пример преображения «блудного, грешного, окаянного» простого смертного в равноангельский чин великого Угодника Божия и Чудотворца. По кончине тело преподобного было перевезено в Кереть, где было захоронено с востока от алтаря церкви св. Георгия Победоносца. Известны случаи его чудесного заступничества за попадавших в беду мореходов, когда он, являясь им, укреплял их и помогал справиться со штормом. При этом он всегда называл себя и заповедовал ехать в Кереть и там помолиться в благодарность о спасении.

«Кресту твоему…»

На месте церкви Георгия Победоносца находится сейчас часовня. Здесь нас уже ждали батюшки: протоиерей Сергий Шерфетдинов, настоятель Никольского храма поселка Видяево Мурманской епархии и иеромонах Давид, служащий в поселке Умба той же епархии. Мальчишки бережно помогают снять с багажника крест, ставят его на возвышение. Какой красивый! Особенный, будто накрытый крышей. Такие кресты часто ставят на северных дорогах, чтобы лишний раз путник перекрестился, помолился о благополучном своем возвращении под крышу родимого дома и о тех, кто там его ждет.

– Посмотрите, ребята, на Крест. Все Евангелие на нем, – обращается к нам отец  Давид. – Здесь начало и конец жизни каждого христианина.

К нам подходит местная жительница: «Радость-то какая! Священники, молитва!» Село Кереть давно заброшено, только летом живут там несколько дачников, собирающих в лесах морошку, чернику да грибы. Женщина присоединяется к нам.

Этот молебен никто из нас никогда не забудет. От волнения забывались привычные слова давно знакомых молитв, текли слезы, смешиваясь с потоками святой воды, которой щедро окропляли нас священники. На берегу величественной и бурной реки Кереть, под нежарким северным солнцем, напоенные ароматом душистых  трав, мы пели дрожащими голосами: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», и приклоняли колени и буйные наши головушки к Нему, Кто есть Жизнь, и Радость, и Любовь.

Молебен закончился, батюшки вручили нам подарки: иконы, книги о Варлааме Керетском, фотографию «Дорога к храму». Не хочется расставаться.

У костра

– Батюшки, а пойдемте к нам завтракать, – приглашает матушка Людмила, супруга нашего отца Сергия. Вот уж тоже, неугомонная, четверо детей, двое из которых малыши, а она за мужем – в порог. …Муж «прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24).

Во время трапезы беседуем.

– Батюшки, отличаются ли сегодняшние молодые от нас, когда мы были в таком возрасте? Или это вечная «проблема отцов и детей»? – задаю им вопрос.

– Сегодняшним молодым сложнее, соблазнов больше. А шаг в сторону Бога требует огромных усилий. Исполнить волю Божью – вот в чем главное предназначение человека. И то, что эти молодые люди здесь – это здорово. Пусть даже испытают они и холод, и голод. В познании себя и радости добра – вкус жизни Божией. В таких ситуациях Богу легче достучаться до человеческого сердца. А дорогу осилит идущий, – отвечает отец Сергий.

Говорим о трудностях и заботах церковной жизни, о введении основ православной культуры в школах, об оторванности учебного процесса от воспитания, об отделениях теологии в университетах (в Мурманском университете закрывается очное отделение, нет желающих учиться), о миссионерской и просветительской роли Православной Церкви в созидании русского Севера.

Нас приглашают за стол. Батюшки выкладывают гостинцы. Для дорогих гостей открыли сгущенку, нарезали припасенного еще в Рязани сала, они потом пошутили: «Будем теперь сало сгущенкой закусывать, скажем – рязанцы научили». Разговор льется, не затихая. Будто век знакомы.

– А помнят ли еще в Рязани о своем знаменитом земляке? О Сергее Есенине? – спрашивает о. Сергий из Видяево.

– А как же, – отвечает наш батюшка Сергий. – Меня в честь него назвали когда-то.

– И меня дед называл «милый-милый, смешной дуралей», – улыбается мурманский священник.

Вспоминаем есенинские стихи. Наши ребята шустрят рядом потихоньку: подливают чайку, моют посуду. Какая ж замечательная рядом с нами молодежь!

Прощались мы с отцами так, будто они нам родные: тепло и искренне, и с желанием встретиться, и с приглашением в гости на Вышу, в Константиново…

«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье», – писал когда-то Сергей Есенин. Соглашусь. Чем дальше во времени наше путешествие по Карелии, тем яснее и ярче очертания правды жизни, которая проявляется там, где «в познании себя и радости добра – вкус жизни Божией», как сказал мурманский наш знакомый отец Сергий Шерфетдинов.

Поклонный крест мы до Рязани довезли. Будем ждать следующего лета. И на берегу реки Быстрая Сосна, в том месте, где явилась пред лицом татаро-монгольских полчищ заступницей за святую Русь Царица Небесная, воссияет светом праведности и обещанием бессмертия Крест Христов, в котором наше спасение.

Ольга КУЗНЕЦОВА

 

В начало

Возвращение воинствующих безбожников

Действительно, люди, не знающие Бога, перестают отличать правое от левого

Право на родительство

Ювенальная юстиция – зло, порок, а с пороком, как учат святые отцы, беседовать нельзя

Крестопоругание

Случаи «крестоповала», скорее всего, активизируют обсуждение идеи о создании православных дружин

1812. В едином духе

На территории Рязанской губернии не велось боевых действий, но главные события войны происходили совсем рядом, по соседству с ней, и их последствия легли на губернию тяжелым грузом

Вдали от суеты мирской

Если хочешь навести порядок в городе, наведи сначала порядок на селе. Если хочешь навести порядок на селе, наведи порядок в семье. Если хочешь навести порядок в семье, наведи порядок в своей душе

Двадцать лет спустя

В домике было всегда холодно, даже летом приходилось топить печь, у которой стояли батюшкины валенки

Достучаться до сердца

Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье

Новые семинаристы

Идет непрерывный творческий поиск форм педагогической деятельности, целью которой является всесторонняя подготовка священнослужителей, готовых к исполнению своего пастырского служения в современных условиях

Извечный вопрос

На вопросы отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, г. Москва

Чего ждать от школы

Нужны совершенно другие программы по математике, по русскому языку, по литературе, по истории – практически по всем предметам

Гоголь написал роман «Война и мир»

Поражает абсолютная безграмотность в области литературы (это результат беспощадного сокращения учебных часов на этот предмет)

Свет Шостьевского монастыря

Так в конце девяностых годов ХХ века в селе Шостье, недалеко от Касимова, оказалась семья москвичей, прихожан Заиконоспасского монастыря г. Москвы

Подвиг жены героя

Имена героев Отечественной войны 1812 года золотыми буквами вписаны в историю России

Достучаться до сердца