Логотип рязанской газеты "Благовест"

Чего ждать от школы

Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с председателем отдела образования и катехизации Рязанской епархии епархии, кандидатом физико-математических наук, протоиереем Сергием РЫБАКОВЫМ.

Корр.: Начинается новый учебный год для всех учащих и учащихся. Во главе Министерства образования и науки РФ новый министр. Намечаются ли какие-либо новые тенденции в образовательном процессе всех уровней?

О. Сергий: Сначала надо сказать о политике прежнего министра, направленной на разрушение образования. Она совершенно игнорировала традиции, значимость нашей русской и даже советской педагогики, духовные устремления народов России, в первую очередь, православного, поэтому политику предыдущего министра образования можно со всей ответственностью назвать разрушительной. Понятное дело, что сюда входит и пресловутое ЕГЭ, и болонский процесс, который до сих пор толком не понимают, как его надо выстраивать в высшей школе. Другое дело, что по промыслу Божию это проходило не так быстро, и кое-что полезное и нужное удавалось делать даже в таких условиях. То есть не благодаря политике федерального министерства, а вопреки ей.

Много чего в образовательном процессе общеобразовательной школы следовало бы исправлять. Нужны совершенно другие программы по математике, по русскому языку, по литературе, по истории – практически по всем предметам. Инновации последних лет все так перековеркали! Очень большая опасность от компьютеризации, от виртуализации учебного процесса. Нужно было бы восстанавливать классическую школу, нашу русскую педагогическую традицию! Другое дело, а будут ли эти исправления? Есть, к сожалению, основание думать, что пока этих исправлений не намечается. Это видно по высшей школе. Были произнесены слова о сокращении бюджетных мест, о сокращении государственных университетов и вузов, так как они не дают соответствующий уровень образования. Я бы сказал, что проблема у нас все-таки не в государственных вузах. Государственные вузы в своем большинстве являются носителями научных и педагогических традиций. Большинство из них имеют хорошее оснащение научных и учебных лабораторий, стабильный набор студентов, опытный профессорско-педагогический состав и научный коллектив. Государственные вузы нуждаются в государственном заказе на подготовку специалистов! Когда речь идет о сокращении, надо посмотреть в первую очередь на филиалы, во-вторых, с трезвой и обоснованной критической оценкой надо посмотреть на негосударственные вузы, которые часто существуют как чисто коммерческие предприятия и дают дипломы, не обеспеченные должным уровнем знаний.

Корр.: Что Вы можете сказать о новом Законе об образовании?

О. Сергий: Понимаю, что затраты на его написание были большие, но вред, который он может принести, не сопоставим с этими затратами. Закон подвергся критике буквально всеми ответственными и квалифицированными специалистами: учеными, педагогами, юристами. Он не адекватен тем задачам, которые должна решать система образования, во-первых; а во-вторых, опасен для стабильности в обществе его коммерческий уклон. Нужно учесть всю критику и просто переписать его заново, на совсем другой основе и, желательно, другим, более патриотичным и квалифицированным коллективом разработчиков. Правда, надеяться на это не приходится!

Корр.: В прошлом учебном году очень бурно обсуждалось введение Основ православной культуры в школах по новой системе. Вас удовлетворили итоги родительского выбора?

О. Сергий: Все познается в сравнении. В Рязанском регионе 69,6% родителей четвероклассников выбрали для изучения предмет «Основы православной культуры». В среднем по России этот предмет выбрали 29% родителей. На Сахалине – 4%. В Нижнем Новгороде, Тамбове – больше 90%, в Курске – 71%.

Эти цифры говорят, что центральная часть России – это православный регион. Народ, можно сказать, совершил второе крещение и на уровне интуиции выбрал свою собственную культуру для изучения. Понятно же, что 35 часов (один час в неделю в течение всего года) только в одном 4 классе очень мало для ознакомления с богатейшим наследием нашей русской и мировой православной культуры.

Корр.: Батюшка, как обстоят дела с подготовкой преподавателей ОПК?

О. Сергий: Надо сказать, что проблемы здесь очень большие. К преподаванию готовы только часть педагогов, несмотря на то, что все из них прошли курсы переподготовки в Рязанском институте развития образования. Мы выступали в свое время против того, что сделало федеральное министерство. У нас был региональный компонент. В нем очень спокойно вырастала и развивалась естественным образом система преподавания ОПК. Писались книги, пособия, учителя воцерковлялись и начинали преподавать, набираясь опыта. Этот процесс шел постепенно и качественно. Когда уничтожили региональный компонент, практически не у дел оказались все предыдущие наработки. Введение в федеральный компонент Основ православной культуры в качестве одной части ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики») поставило сразу много вопросов, которые наслаиваются один на другой. Например, содействие тому, чтобы выбор родителей учащихся был сознательным и свободным; подготовка кадров педагогов к преподаванию этого предмета с учетом того, что преподавать этот предмет должен учитель, любящий православную культуру и знающий ее достаточно глубоко, но ведь не все учителя соответствуют этим требованиям и имеют соответствующую мировоззренческую ориентацию.

Корр.: Известно, что в некоторых школах Рязани и области есть опытные педагоги, которые уже много лет преподают ОПК. Дает ли министерство образования возможность этим педагогам обучать детей ОПК?

О. Сергий: Запрета нет, но и условий гораздо меньше. И это зависит не от министерства. Школа сейчас самостоятельно определяет, кому и что преподавать. Раньше ОПК можно было включить в образовательный процесс, потому что 25% от всего набора дисциплин можно было формировать на основе регионального и школьного компонента, а 75% – был федеральный компонент. Сейчас по сути таких понятий как федеральный, региональный и школьный компоненты нет.

Остается возможность проводить ОПК факультативно, но это уже дополнительная нагрузка на учителей, на детей, на школу. Во многих случаях родители, видя перегруженность своих детей, не дают на это согласия, хотя мы наблюдаем, что курсы все-таки проводятся факультативно, особенно в сельской местности, потому что там более спокойная обстановка, более здравая, размеренная жизнь. И есть большая востребованность у детей!

Корр.: Какие основные направления работы выбирает в этом учебном году Ваш отдел?

О. Сергий: РПЦ будет совершенствовать свою структуру, одновременно устанавливая тесную связь с помощниками благочинных по катехизации, создавая и укрепляя сообщества православных педагогов и родителей. Нам предстоит осуществлять вместе с Министерством образования Рязанской области и муниципальными органами образования мониторинг качества преподавания ОПК в 4-х классах, оказывать методическую и научно-педагогическую поддержку тем, кто преподает ОПК в составе государственного федерального стандарта и тем, кто работает факультативно. Большие задачи предстоит решать по воскресным школам, по общей катехизации на приходах. Кроме того, мы участвуем в организации и проведении на региональном уровне общероссийских конкурсов «За нравственный подвиг учителя», «Красота Божиего мира», «Олимпиада по ОПК»; у нас имеется свой региональный конкурс «Язык наш древо жизни на земле».

Для решения поставленных задач мы стремимся тесно сотрудничать с государственными структурами образования в Рязанской области, с Рязанским государственным университетом, с РИРО, с другими организациями. Практически везде мы встречаем понимание и поддержку.

Так что предстоящий учебный год будет напряженным и интересным.

Корр.: Спасибо, батюшка, за интервью.

 

 

 

 

 

В начало

Возвращение воинствующих безбожников

Действительно, люди, не знающие Бога, перестают отличать правое от левого

Право на родительство

Ювенальная юстиция – зло, порок, а с пороком, как учат святые отцы, беседовать нельзя

Крестопоругание

Случаи «крестоповала», скорее всего, активизируют обсуждение идеи о создании православных дружин

1812. В едином духе

На территории Рязанской губернии не велось боевых действий, но главные события войны происходили совсем рядом, по соседству с ней, и их последствия легли на губернию тяжелым грузом

Вдали от суеты мирской

Если хочешь навести порядок в городе, наведи сначала порядок на селе. Если хочешь навести порядок на селе, наведи порядок в семье. Если хочешь навести порядок в семье, наведи порядок в своей душе

Двадцать лет спустя

В домике было всегда холодно, даже летом приходилось топить печь, у которой стояли батюшкины валенки

Достучаться до сердца

Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье

Новые семинаристы

Идет непрерывный творческий поиск форм педагогической деятельности, целью которой является всесторонняя подготовка священнослужителей, готовых к исполнению своего пастырского служения в современных условиях

Извечный вопрос

На вопросы отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, г. Москва

Чего ждать от школы

Нужны совершенно другие программы по математике, по русскому языку, по литературе, по истории – практически по всем предметам

Гоголь написал роман «Война и мир»

Поражает абсолютная безграмотность в области литературы (это результат беспощадного сокращения учебных часов на этот предмет)

Свет Шостьевского монастыря

Так в конце девяностых годов ХХ века в селе Шостье, недалеко от Касимова, оказалась семья москвичей, прихожан Заиконоспасского монастыря г. Москвы

Подвиг жены героя

Имена героев Отечественной войны 1812 года золотыми буквами вписаны в историю России

протоиерей
 Сергий РЫБАКОВ