Логотип рязанской газеты "Благовест"

Десантники. Ближе к небу

Сегодня много говорят и пишут о подмене понятий добра и зла, утрате моральных ценностей в современном обществе, проблеме нравственного релятивизма, что отражается в прогрессирующей нравственной и интеллектуальной деградации народа, в особенности молодежи. Все это в большинстве случаев бесспорно.

Но хотелось бы отметить еще одну особенность современной эпохи – дефицит положительных примеров. Если в советское время молодежь воспитывали на образах героев войны и труда, то сегодня – на статистических цифрах, по ряду показателей (аборты, наркомания, алкоголизм, самоубийства и т.д.) ставящих Россию фактически за черту нормально развивающихся стран.

Не будем спорить со статистикой, а попробуем посмотреть на ценностные отношения в среде российской молодежи изнутри, а не «с высоты птичьего полета» статистики и официальных СМИ.

Армия всегда представляла собой сгусток проблем человеческих взаимоотношений, характерных для общества той или иной эпохи. Военная среда их не создает, а только ярко проявляет.

Но есть и другая сторона медали. Армия представляет собой генофонд нации в физическом и интеллектуальном плане (особенно контингент военных училищ). Такой концентрации молодых людей работоспособного возраста, поставленных в жесткие, а подчас и в экстремальные условия, где они вынуждены отстаивать (или приобретать) свою жизненную позицию, больше нет ни в одном социальном институте в государстве.

Есть и еще один аспект данного вопроса. На сегодняшний день, несмотря на все изменения (не всегда позитивные), происходящие в Вооруженных Силах Российской Федерации, армия, на наш взгляд, продолжает оставаться наиболее сильным воспитательным институтом в обществе. Только если разрушается система воспитательной работы, автоматически ее нишу заполняет армейская среда как основной фактор воспитания ребят, их формирования, к сожалению, далеко не всегда в позитивной системе ценностей.

Опыт работы с курсантами Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища убеждает, что у многих ребят, выбравших одну из самых сложных профессий и самый сложный род войск, система ценностей, понятий, норм и приоритетов вполне сложившаяся и не слишком сильно деформированная современной модой и потребительскими жизненными установками. Хотя, безусловно, они приходят из гражданского общества со всеми его недостатками и «относительными» ценностями, формирующимися по принципу «нормально то, что дозволено в обществе», а дозволено сейчас практически все. Тем не менее, по обсуждениям с курсантами проблемных тем, касающихся вопросов этики, ценностей на занятиях или внеаудиторных мероприятиях, по итогам опросов курсантов можно утверждать, что современное молодое поколение вовсе не потеряно. Более того, у них есть чему поучиться старшим поколениям. Именно от курсантов военного училища автору довелось услышать лучшее определение патриотизма и смысла жизни. Все просто и удивительно точно: патриотизм – это «ответственное отношение к своему делу», а смысл жизни – «научиться любить»…

Когда на одном из студенческих мероприятий Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» города Санкт-Петербурга проводили тренинг, смысл которого заключался в том, чтобы задать вопрос, на который ты хотел бы получить ответ, и ответить на вопросы других участников, удивил очень серьезный подход курсантов и студентов к содержанию вопросов и ответов. Хотя это была достаточно неформальная студенческая среда, не было ни банальных, ни, тем более, пошлых вопросов. Звучали преимущественно все те же «вечные» вопросы русской интеллигенции о любви, смысле жизни, ценностях, мечтах, идеальных супругах и т.д. В ответах курсантов 3 и 4 курсов десантного училища удивили серьезность подхода к ответам и единодушие в системе ценностей: на первом месте – семья.

На подобных мероприятиях многие гражданские студенты и преподаватели отмечают отличие курсантов-десантников в суждениях, приоритетах, подходах. Все-таки военная среда приучает ценить настоящее, истинное, вечное.

В армейской среде, а особенно, в десантной, актуализируются ценности дома, семьи, отношения к близким, дружбы, взаимопомощи, потребности в вере. Повышенная сложность службы и учебы влияет на формирование мировоззрения молодых людей. По данным опросов в училище среди курсантов очень мало таких, кто считает себя неверующими или отрицает востребованность работы военного священника в армии. Хотя не так много ребят является постоянными прихожанами воинского храма в училище. Но риск для жизни и жесткие условия заставляют выбирать приоритеты в ценностях.

Безусловно, сказанное выше относится далеко не ко всем курсантам и не освобождает от необходимости систематизированной воспитательной работы с военнослужащими, формирования норм морали, системы ценностей в среде военной молодежи. Актуальными являются направления и темы, связанные с проблемами взаимоотношений юношей и девушек, т.н. «гражданских браков», абортов, нравственного релятивизма, понятия нормы, нецензурной лексики, культуры взаимоотношений в воинском коллективе и другие.

В заключение хотелось бы отметить, что, к сожалению, не все военнослужащие выдерживают испытания деньгами и вместо служения Родине начинают отбывать в войсках повинность за премии. Но все же положительные примеры есть, а значит, есть и будущее у России.

М.Ю. ГОСУДАРЕВА,

к.и.н., преподаватель

Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища

имени генерала армии

В.Ф. Маргелова, г. Рязань

 

 

 

 

 

В начало

Родители обеспокоены

Обеспокоенность судьбой своих детей лежит в основе деятельности родительских организаций

Плод во чреве

Очень часто бывает, что беременную при принятии решении оставлять ребенка или нет, просто надо поддержать морально

Проваленный экзамен любви

Может ли время вылечить женщину, совершившую детоубийство? И нужно ли уповать на время?

Десантники. Ближе к небу

В советское время молодежь воспитывали на образах героев войны и труда, то сегодня – на статистических цифрах

Звездочки колокольного звона

Небольшая звонница в восемь колоколов с билом и дети в роли звонарей – такова теперь «визитная карточка» детского сада № 105 города Рязани

Камень с души. Исповедь 

Радость и чистоту души приобретаешь тяжелой работой – искренним раскаянием в совершенных грехах

Коварная ошибка

Случай, который произошел с мальчиком 4,5 лет в одном из Рязанских детских садов, – пример вопиющего безразличия и непрофессионализма медиков

На святом источнике

Издревле на Руси святыми называли источники или озера, с которыми связывали какие-то выдающиеся события, явления, нередко объяснимые не волей случая, а только Божиим Промыслом

Десантники. Ближе к небу