Десантники. Ближе к небу Сегодня много говорят и пишут о подмене понятий добра и зла, утрате моральных ценностей в современном обществе, проблеме нравственного релятивизма, что отражается в прогрессирующей нравственной и интеллектуальной деградации народа, в особенности молодежи. Все это в большинстве случаев бесспорно. Но хотелось бы отметить еще одну особенность современной эпохи – дефицит положительных примеров. Если в советское время молодежь воспитывали на образах героев войны и труда, то сегодня – на статистических цифрах, по ряду показателей (аборты, наркомания, алкоголизм, самоубийства и т.д.) ставящих Россию фактически за черту нормально развивающихся стран. Не будем спорить со статистикой, а попробуем посмотреть на ценностные отношения в среде российской молодежи изнутри, а не «с высоты птичьего полета» статистики и официальных СМИ. Армия всегда представляла собой сгусток проблем человеческих взаимоотношений, характерных для общества той или иной эпохи. Военная среда их не создает, а только ярко проявляет. Но есть и другая сторона медали. Армия представляет собой генофонд нации в физическом и интеллектуальном плане (особенно контингент военных училищ). Такой концентрации молодых людей работоспособного возраста, поставленных в жесткие, а подчас и в экстремальные условия, где они вынуждены отстаивать (или приобретать) свою жизненную позицию, больше нет ни в одном социальном институте в государстве. Есть и еще один аспект данного вопроса. На сегодняшний день, несмотря на все изменения (не всегда позитивные), происходящие в Вооруженных Силах Российской Федерации, армия, на наш взгляд, продолжает оставаться наиболее сильным воспитательным институтом в обществе. Только если разрушается система воспитательной работы, автоматически ее нишу заполняет армейская среда как основной фактор воспитания ребят, их формирования, к сожалению, далеко не всегда в позитивной системе ценностей. Опыт работы с курсантами Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища убеждает, что у многих ребят, выбравших одну из самых сложных профессий и самый сложный род войск, система ценностей, понятий, норм и приоритетов вполне сложившаяся и не слишком сильно деформированная современной модой и потребительскими жизненными установками. Хотя, безусловно, они приходят из гражданского общества со всеми его недостатками и «относительными» ценностями, формирующимися по принципу «нормально то, что дозволено в обществе», а дозволено сейчас практически все. Тем не менее, по обсуждениям с курсантами проблемных тем, касающихся вопросов этики, ценностей на занятиях или внеаудиторных мероприятиях, по итогам опросов курсантов можно утверждать, что современное молодое поколение вовсе не потеряно. Более того, у них есть чему поучиться старшим поколениям. Именно от курсантов военного училища автору довелось услышать лучшее определение патриотизма и смысла жизни. Все просто и удивительно точно: патриотизм – это «ответственное отношение к своему делу», а смысл жизни – «научиться любить»… Когда на одном из студенческих мероприятий Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» города Санкт-Петербурга проводили тренинг, смысл которого заключался в том, чтобы задать вопрос, на который ты хотел бы получить ответ, и ответить на вопросы других участников, удивил очень серьезный подход курсантов и студентов к содержанию вопросов и ответов. Хотя это была достаточно неформальная студенческая среда, не было ни банальных, ни, тем более, пошлых вопросов. Звучали преимущественно все те же «вечные» вопросы русской интеллигенции о любви, смысле жизни, ценностях, мечтах, идеальных супругах и т.д. В ответах курсантов 3 и 4 курсов десантного училища удивили серьезность подхода к ответам и единодушие в системе ценностей: на первом месте – семья. На подобных мероприятиях многие гражданские студенты и преподаватели отмечают отличие курсантов-десантников в суждениях, приоритетах, подходах. Все-таки военная среда приучает ценить настоящее, истинное, вечное. В армейской среде, а особенно, в десантной, актуализируются ценности дома, семьи, отношения к близким, дружбы, взаимопомощи, потребности в вере. Повышенная сложность службы и учебы влияет на формирование мировоззрения молодых людей. По данным опросов в училище среди курсантов очень мало таких, кто считает себя неверующими или отрицает востребованность работы военного священника в армии. Хотя не так много ребят является постоянными прихожанами воинского храма в училище. Но риск для жизни и жесткие условия заставляют выбирать приоритеты в ценностях. Безусловно, сказанное выше относится далеко не ко всем курсантам и не освобождает от необходимости систематизированной воспитательной работы с военнослужащими, формирования норм морали, системы ценностей в среде военной молодежи. Актуальными являются направления и темы, связанные с проблемами взаимоотношений юношей и девушек, т.н. «гражданских браков», абортов, нравственного релятивизма, понятия нормы, нецензурной лексики, культуры взаимоотношений в воинском коллективе и другие. В заключение хотелось бы отметить, что, к сожалению, не все военнослужащие выдерживают испытания деньгами и вместо служения Родине начинают отбывать в войсках повинность за премии. Но все же положительные примеры есть, а значит, есть и будущее у России. М.Ю. ГОСУДАРЕВА, к.и.н., преподаватель Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова, г. Рязань
|
Обеспокоенность судьбой своих детей лежит в основе деятельности родительских организаций Очень часто бывает, что беременную при принятии решении оставлять ребенка или нет, просто надо поддержать морально Может ли время вылечить женщину, совершившую детоубийство? И нужно ли уповать на время? В советское время молодежь воспитывали на образах героев войны и труда, то сегодня – на статистических цифрах Небольшая звонница в восемь колоколов с билом и дети в роли звонарей – такова теперь «визитная карточка» детского сада № 105 города Рязани Радость и чистоту души приобретаешь тяжелой работой – искренним раскаянием в совершенных грехах Случай, который произошел с мальчиком 4,5 лет в одном из Рязанских детских садов, – пример вопиющего безразличия и непрофессионализма медиков Издревле на Руси святыми называли источники или озера, с которыми связывали какие-то выдающиеся события, явления, нередко объяснимые не волей случая, а только Божиим Промыслом |