Логотип рязанской газеты "Благовест"

Война. Честь и достоинство

Вопросы редакции газеты «Благовест» Марине Лебедевой, автору повести «До последнего часа»

 

Марина Лебедева (Марина Владимировна Муравьева) родилась в г. Касимове Рязанской области в 1973 году.

Окончила Касимовское педагогическое училище и Рязанский государственный педагогический университет им. Есенина по специальности педагогика и психология (дошкольная). Работала воспитателем в детском саду,  в управлении образования и молодежной политики Касимовского района. Сейчас корреспондент газеты «Мещерская новь» и  катехизатор Касимовского благочиния.

Неоднократный дипломант фестивалей авторской песни (г. Касимов,  г. Рязань). Член литературных клубов. Пишет стихи с 9 лет, песни на свои стихи и стихи поэтов-земляков. Дипломант фестиваля «Музыкальный фейерверк» (г. Сасово) в номинации «На лучшее сочинение песни о родном крае».

В 2010 году стала лауреатом областного конкурса поэзии «Венок Есенину».

На областном конкурсе поэзии «Шишаев собирает друзей» в 2010 году завоевала второе место и приз зрительских симпатий, в 2011 году – первое место и получила звание «Поэт года 2011».

Стихи и рассказы печатались в областных газетах., альманахах «Литературный Касимов»,  «Литературная Рязань 2010».

Является составителем и одним из авторов сборника произведений молодых поэтов «Свеча на ветру» (г. Рязань 2003 г.). В 2009 г. вышел первый авторский сборник стихов и рассказов «Касание ангела». В 2012 году – книга «До последнего часа», включающая в себя одноименную повесть и рассказы.

 

Марина, вы по возрасту,  можно сказать, внучка наших дедов, одержавших великую Победу в Великой Отечественной войне. Почему вы выбрали для своих героев именно это время действия?

  –Война идет всегда. А сейчас особенно остро она направлена на молодежь, на воспитание ненасытных потребителей удовольствий. Я постаралась показать, что можно жить по-другому и чувствовать, что ты не лишний на земле. А военное время самое подходящее для реализации замысла. Мне это время очень интересно и дорого как память о том, что мы не испытали. Я намеренно не описывала сражений, концлагерей и расправ над мирным населением. Об этом сказано достаточно много, да мне бы никто не поверил. Меня взволновала судьба молодых девушек, которых толком не научили стрелять (за десять дней подготовки они не попадали в ведро с десяти шагов) и, не жалея, отправляли в тыл к немцам. Их тут же ловили, отправляли на допрос, а затем в концлагерь. И это невыдуманные факты. А судьба тех, кто просто жил на оккупированной немцами территории? Мне стало страшно. Когда я писала первый рассказ, где героиню задерживает полицейский патруль и по логике должен следовать обыск, меня аж передернуло от отвращения. А потом следует  грубый шантаж, когда девушка, помимо своей воли, фактически становится предателем. Но ее вины в этом нет. Мне хотелось показать людей с разными характерами и недостатками, но имеющими объединяющее всех чувство – любовь к Родине и готовность за нее жертвовать собой, тихо, без высоких слов. Но война не забирает все чувства – остается место и для любви. Собственно, и книга-то о ней  написана. А еще мне хотелось поделиться мыслями, какой духовный смысл имела та война. Ведь без Бога победить было просто невозможно.

Есть ли среди ваших родных и близких участники Великой Отечественной войны?

– Мой дедушка Михаил в самом начале войны был тяжело ранен в голову и попал в плен. Он четыре года провел в концлагерях, трижды организовывал побег. Но их ловили. Вернувшись, он просил: «Не спрашивайте меня о войне. Пусть буду знать я один». Трудности его не сломили, он остался таким же добрым и отзывчивым. Не было ни одного человека, которого он чем-то обидел. Я считаю, что это тоже подвиг – сохранить чистоту своего сердца.

В вашей повести героиня защищает свою женскую честь в самых тяжелых обстоятельствах. Как вы считаете, актуален ли этот вопрос в наше время?

– К сожалению, да. На развитие сюжета меня натолкнул реальный случай, произошедший в нашем районе. Молодая девушка, отвергнув домогательства водителя, согласившегося ее подвезти, была зверски избита. Он отбил у нее почки, связал и вез убивать.  Случайно (?!) по дороге встретил знакомого и вышел с ним поболтать. А тот узнал в связанной девушке свою невесту… Меня этот случай просто потряс. Для меня она – настоящий герой, а тот негодяй ничуть не лучше фашиста. Я знаю немало случаев, когда девушки подвергались угрозе насилия со стороны мужчин, но, благодаря решительному отпору, избегали этого.  А ведь нападавшие вовсе не были преступниками. Вот это и страшно.

Как вы считаете, возможно ли сохранить девичью честь без веры?

– Вера как оградительный барьер, несмотря на чувства, которые в юности бывают очень яркими, заставляет задавать себе вопрос: а что потом? Причем этот вопрос распространяется не только на следующий день, год, а на целую вечность. В житиях святых указаны случаи, когда христианские девушки сознательно шли на смерть, лишь бы не подвергнуться бесчестью. Они причислены к мученицам. А сейчас это совершается добровольно и повсеместно. В современном мире, к сожалению, хранение чистоты до брака приравнивается к подвигу или сумасшествию.  Я хотела показать, что для мужчины такая девушка как заслуженный подарок.

В литературных кругах Рязани вы известны как поэт. Когда вы начали писать прозу?

– Восемь лет назад. Причем случайно. И мне сразу понравилось. Это так интересно.

Что вам легче дается?

– Интереснее мне работать именно в прозе. Больше возможности выразить свои мысли, развить сюжет, показать характер. Я еще в детстве мысленно «снимала» три многосерийных фильма: военное время (вражеский тыл, партизанский отряд), период средневековья (дамы и рыцари) и современность. Мне удавалось четко держать характеры героев, выстраивать сюжетную линию. Думаю, профессия сценариста мне бы понравилась. И сейчас я ясно представляю и внешний облик героев, и разворачивающиеся события, и чувства, которые они испытывают. Помню, как прописывая эпизод в церкви, я настолько прониклась горем матери, потерявшей ребенка, что у самой полились слезы на лист бумаги.

Почему вы так назвали повесть?

– Название имеет двойной смысл. Это и как обещание ждать и как надежда на милость Божию (евангельская притча о работниках, нанятых в разное время). Первоначальный вариант названия «Смелая девушка с пугливыми глазами».

Как вы сами оцениваете свою книгу?

– Как романтическую приключенческую повесть о чистой любви во время войны и надежду на то, что такая любовь еще имеет место в нашем мире.

Поначалу я собиралась ограничиться двумя эпизодами, содержащими православный подтекст, но мне посоветовали расширить эту тему. Я была в замешательстве, ведь книгу-то я рассчитывала на очень молодых читателей, поэтому там много юмора и сюжет с неожиданными поворотами. И вдруг во время поездки в Дивеево поздним вечером на тропинке Божией Матери я понимаю, о чем писать.  У меня в голове сам собой складывается текст рассказа, будто надиктовал кто. У меня так бывает.

Будет ли  продолжение?

– Надеюсь, что да. В голове у меня оно уже есть. Я хотела написать, как сложится судьба героев после свадьбы. Мне интересно попробовать раскрыть тему семейной жизни. Ревность, обиды, ссоры, разлуки и примирения – все это бывает у каждого. Но чаще всего это остается за кадром. Хочется над всем этим возвысить любовь, которая никуда не девается с годами, а просто проходит испытания.

Творческих успехов Вам, Марина!

 

В начало

НАКАЗ ПРЕЗИДЕНТУ

Сегодня наша культура находится в сложном положении, многие называют его кризисным

В винограднике Божьем

Интервью Ирины Евсиной с Высокопреосвященнейшим Павлом, митрополитом Рязанским и Михайловским, в связи с 60-летием со дня рождения владыки и 20-летием архиерейской хиротонии

Судьба села и храма

В 1991 году после захвата власти ГКЧП по дороге вдоль села выдвигались в Москву воинские подразделения. Проезжая мимо храма, они открыли огонь из пулемета по кресту и сбили сохранившуюся горизонтальную перекладину

Молитвенники Троицкой церкви

В село Троица-Пеленица Спасского района батюшка Иоанн Крестьянкин приехал служить в середине 50-х годов

«Мама, не горюй!»

Мне искренне жаль тех, кто уже с маленького возраста пытается сделать из своих детей моделей или звезд шоу, наряжая их в великолепные наряды, но в душе плодят пустоту, потакая капризам

Война. Честь и достоинство

Вопросы редакции газеты «Благовест» Марине Лебедевой, автору повести «До последнего часа»

Дети и театр

Интересен и понятен ли современным детям театр? И нужно ли их вообще знакомить с театральным искусством? Все эти вопросы хотя бы однажды, но встают перед православными родителями

Теория и практика ОПК

Сейчас дебаты вокруг этого предмета особенно обострились, так как Министерство образования дало добро на проведение уроков ОПК в школах

Готовы ли мы к смерти близких?

Главное, о чем каждый из нас должен задуматься: насколько ты готов к смерти? Не своей. Здесь все понятно

Почему мы болеем

Во время пребывания архимандрита Ефрема из Ватопедского монастыря в России он ответил на вопросы жителей Екатеринбурга

Тем, кто ищет смысл жизни

Большинство людей находят жизненную мудрость в «страусиной политике». Живут, не тревожа себя трудными вопросами. Главным становятся «жизненные блага», «умение устраиваться в жизни»

Марина 
Лебедева