Логотип рязанской газеты "Благовест"

Теория и практика ОПК

Вокруг школьного предмета «Основы православной культуры» продолжают ломаться копья. Наш корреспондент Мария НЕФЕДОВА беседует с опытным педагогом-психологом школы №60 г. Рязани Натальей ЛАРИНОЙ, несколько лет преподающей детям этот предмет.

– Сейчас дебаты вокруг этого предмета особенно обострились, так как Министерство образования дало добро на проведение уроков ОПК в школах. Как Вы можете оценить сложившуюся ситуацию в Вашей школе?

– Шесть лет как принято решение о введении, и в нашей школе в частности, предмета ОПК.

Часы брались из регионального компонента, поэтому школа исходила из своих возможностей, запросов родителей о количестве часов, классах, в которых будут вестись ОПК. Сейчас школа никаким образом не может влиять на эту ситуацию. То есть сверху есть четкие указания, что это будет касаться только учеников 4 класса со следующего года. Курс будет вестись в течение одного года.

Прежде был такой выбор: родители просто решали, будет ли ребенок посещать курс или нет. Надо сказать, что в нашей школе почти 100 процентов детей в начальной школе посещали занятия по ОПК. В среднем звене чуть меньше, потому что дети уже сами делали выбор. Здесь уже играет свою роль возрастной момент, переходный возраст, когда некоторые ребята хотят быть хуже, чем они есть. Не зря о нем говорили православные педагоги еще до революции (в частности, у Зеньковской). В этом возрасте на детей нельзя давить и нельзя наседать в плане принятия православия, то есть они сами должны до этого дойти.

– Как можно определить результаты уроков ОПК? 

– Думаю тем, что интерес детей к этому предмету остается и позже. Ребята из 6-7 классов, у которых теперь нет возможности быть на таких уроках, постоянно предлагают встретиться, задают вопросы. Интерес к этой теме есть. В 10 классе сейчас у меня учатся дети, с которыми я начинала работать с пятого класса. У них есть такая потребность поговорить о смысле жизни, и именно с учителем по ОПК. Правда, я сейчас с ними больше говорю на эти темы как православный психолог. Мы с ними продолжаем говорить, дискутировать, сравнивать. Ребятам это явно интересно, так как у них именно в этом возрасте активно формируется мировоззрение.

Со всеми моими учениками мы стараемся участвовать в православных конкурсах, олимпиадах. Это тоже развивает интерес к Православию.

– Есть ли у Вас примеры, когда с помощью информации, полученной на уроках ОПК, удалось помочь ребенку в какой-то жизненной ситуации?

– Для детишек в начальной школе, в их возрасте, важно не просто дать информацию о православной культуре и православных традициях, а именно помочь им понять саму суть Православия, помочь им понять, что значит быть православным? Сравнить, как ведут себя в различных ситуациях люди православные и неправославные, воцерковленные и невоцерковленные. Цели воцерковить их не было, просто развить интерес на познавательном, культурологическом уровне.

Важно дать человеку, особенно маленькому, правильный ориентир, чтобы дети четко понимали, где добро, а где зло, чтобы видели эту грань и не путали. Есть вещи, которые терпеть нельзя и, прежде всего, их нельзя в себе терпеть. Например, отношение к своему здоровью. Почему плохо курить? К концу начальной школы об этом очень важно и нужно говорить с детьми.

Также к концу начальной школы, мы говорили с детьми о влюбленности, так как между ними уже появляются симпатии и антипатии. Понимание того, какие девочки нравятся мальчикам, часто разнилось с мнением самих девочек. Девочки узнавали, что мальчики хотят, чтобы девочка была женственной, чтобы она следила за собой, чтобы она была доброй. Сейчас девочки больше уделяют внимание внешности, чтобы понравиться мальчикам, а оказалось, что мальчикам важно, чтобы она была внутренне хорошая. Со старшими детьми мы говорили о взаимоотношениях на более высоком уровне, о любви и влюбленности через Православие.

– Новый, предложенный Минобразования, вариант введения в школах ОПК можно назвать движением вперед, оптимальным решением?

– Выбрать один из двух вариантов легче, чем из шести возможных модулей-курсов, которые сейчас предлагают нашим детям. У нас в Рязани, как нам сказали, ограничились тремя модулями: это ОПК, основы светской этики и основы мировых религий.

– Какие аргументы могли бы Вы привести в пользу ОПК?

– Мне понравилась аргументация, которую нам на курсах привел отец Сергий Рыбаков. Светская этика – это те правила, которые устанавливаются общечеловеческими ценностями, те, которые устанавливаются людьми. Получается, что все зависит от того, кто в данный момент эти законы принимает. Если завтра ситуация поменяется в стране и будет другая идеология, и другие люди, то и законы морали и нравственности тоже могут измениться. Получается возможность некой вседозволенности. То, что раньше считалось неприличным, сейчас вполне уже в рамках закона. И может возникнуть ситуация, когда по законам светской этики мы будем должны проявлять толерантность, например, к сексуальным меньшинствам и т.п. Получается, что все правы? Любой закон человек может повернуть в любую сторону.

Что касается Основ мировых религий, то там получается, что все религии хорошие и не важно, какую человек религию исповедует. В результате выбора этого предмета у ребенка формируется сектантское мировоззрение. Раз все хорошо, то завтра, выйдя из школы и встретив сектанта, который ему расскажет о своей вере, он, не увидев ничего плохого, пойдет за ним. Так он может куда угодно попасть! И здесь уже речь идет о безопасности наших детей, всех граждан и страны в целом.

– Что же получается, вместо того, чтобы совершенствовать преподавание ОПК в школах, идет какой-то отход, потеря того опыта, который уже приобретен?

– Да. Это отход однозначно, потому что мы теряем даже то хорошее, что у нас уже начинало получаться. Если взять Рязанскую область, то курс ОПК был не таким всеобъемлющим, как например в Белгородской, Курской областях, где практически 100 процентов детей посещали эти занятия и результат был налицо. Как рассказывают многие педагоги, которые были в Белгороде, они не слышали на улицах мата. Там просто какая-то другая атмосфера, люди по-доброму смотрят друг на друга. Школьникам на уроках ОПК более 10 лет показывали положительный образ, идеал, и сразу внутреннее преображение стало отражаться на внешнем.

– Как вы считаете, есть ли перспектива во введении ОПК? Есть ли понимание нужности предмета со стороны родителей и властей?

– Что касается родителей, например, нашей школы, могу сказать, что большинство все-таки выбирают этот курс. Необходимость и потребность в этом курсе есть. Очень важно, какую мы, учителя, приведем аргументацию. Необходимо объединять учителей, чтобы помочь им самим расти вместе с этим курсом и, в тоже время, работать с администрацией. Важно, чтобы школа не развращала, а задавала положительное направление в воспитании детей. Кого мы сейчас воспитаем, к тому мы придем. Будут ли наши дети черствые, холодные, с сектантским мышлением или же неравнодушные, отзывчивые и открытые люди, зависит от нас. Об этом нам всем надо задуматься, и чиновникам от образования в первую очередь. Им надо сделать выбор. Пусть хотя бы не препятствуют, если уж не могут помочь.

 

 

 

В начало

НАКАЗ ПРЕЗИДЕНТУ

Сегодня наша культура находится в сложном положении, многие называют его кризисным

В винограднике Божьем

Интервью Ирины Евсиной с Высокопреосвященнейшим Павлом, митрополитом Рязанским и Михайловским, в связи с 60-летием со дня рождения владыки и 20-летием архиерейской хиротонии

Судьба села и храма

В 1991 году после захвата власти ГКЧП по дороге вдоль села выдвигались в Москву воинские подразделения. Проезжая мимо храма, они открыли огонь из пулемета по кресту и сбили сохранившуюся горизонтальную перекладину

Молитвенники Троицкой церкви

В село Троица-Пеленица Спасского района батюшка Иоанн Крестьянкин приехал служить в середине 50-х годов

«Мама, не горюй!»

Мне искренне жаль тех, кто уже с маленького возраста пытается сделать из своих детей моделей или звезд шоу, наряжая их в великолепные наряды, но в душе плодят пустоту, потакая капризам

Война. Честь и достоинство

Вопросы редакции газеты «Благовест» Марине Лебедевой, автору повести «До последнего часа»

Дети и театр

Интересен и понятен ли современным детям театр? И нужно ли их вообще знакомить с театральным искусством? Все эти вопросы хотя бы однажды, но встают перед православными родителями

Теория и практика ОПК

Сейчас дебаты вокруг этого предмета особенно обострились, так как Министерство образования дало добро на проведение уроков ОПК в школах

Готовы ли мы к смерти близких?

Главное, о чем каждый из нас должен задуматься: насколько ты готов к смерти? Не своей. Здесь все понятно

Почему мы болеем

Во время пребывания архимандрита Ефрема из Ватопедского монастыря в России он ответил на вопросы жителей Екатеринбурга

Тем, кто ищет смысл жизни

Большинство людей находят жизненную мудрость в «страусиной политике». Живут, не тревожа себя трудными вопросами. Главным становятся «жизненные блага», «умение устраиваться в жизни»

Теория и практика ОПКНаталья 
ЛАРИНА