Логотип рязанской газеты "Благовест"

Судьба села и храма

Сейчас в России множество разрушенных сёл, деревень, храмов.  Но мы верим, что они возродятся, и занимаемся собиранием их историй.  Одно из таких сёл – Половнёво Михайловского района и храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

Последние жители села покинули его в 1996 году. По данным Рязанской энциклопедии от 1992 года село уже не упоминается в справочнике населенных пунктов Михайловского района. Это значит, что официально село опустело еще до 1992 года, а проживавшие в нем были просто дачниками, а теперь и их больше нет.

В письменных источниках Рязанской области можно найти лишь статистические данные о месте расположения и количестве жителей по различным годам. В Рязанской энциклопедии сказано, что село это древнее и название его, скорее всего, происходит от слова «половцы», т.е. имеются в виду кочевники,  нападавшие на русские княжества в XI-XII веках.

В ходе работы по изучению истории храма Сергия Радонежского в селе Половнево мы нашли лишь один достоверный источник. Это книга священника И. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» и именно в этом источнике есть ссылка на дату основания села. Вот что пишет Добролюбов: «Первоначальное построение церкви в селе относится к концу XVII-го столетия». А то «новоселенное село Половнево» отошло из села Мергутова, и «обложена та церковь данью в 1697 году, и тому окладу дело вклеено в столпе 1698 года, октября…».

Значит, село было основано путем переселения части жителей из села Мергутова (ныне село Поздное) в период с 1695 по 1697 год, учитывая время, необходимое на строительство деревянной церкви. В связи с этим название села, скорее всего, не связано с половцами, а связано со словом «половина», та самая половина села Мергутова, отошедшая от него вместе с жителями в новоселенное, как сказано у Добролюбова, Половнево. Село достаточно древнее, ему примерно 315 лет, но не настолько, чтобы помнить набеги половцев, происходившие около 900 лет назад.

Из этого источника становиться ясно, что еще одна часть Мергутова (Поздное) отошла к селу Гагарину. Так что вариант о разделе самый вероятный.

Половнево с XVII по XIX век неоднократно меняло владельцев, пока, наконец, в начале XIX века оно не стало вотчиной княгини Анастасии Ивановны Несвицкой. Этот период можно назвать расцветом села, и о нем у жителей села сохранились предания и легенды. Одна из них о якобы похороненном возле церкви генерале и положенной вместе с ним в могилу золотой сабле. По рассказам жителей с. Грязное и соседних деревень только ленивый не пытался  после революции 1917 года отыскать эту могилу. Перекопали все вокруг. Искали даже в алтаре церкви под полом. В 70-х годах прошлого века, при строительстве асфальтовой дороги наткнулись на каменный склеп слева от алтаря храма, но строителям начальство приказало засыпать его землей и забыть о его существовании. Кто этот генерал? Существовал ли он на самом деле? И почему похоронен он в ни чем, казалось бы, не примечательном селе?

Чтобы проверить легенду, мы начали искать родословную князей Несвицких.  Сведения о самой княгине нам удалось найти лишь как упоминание в истории строительства трех храмов: храм Сергия Радонежского в селе Половнево, второй в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Ромоданово ныне Старожиловского района и, наконец, третий, до освящения которого княгиня не дожила, – в селе Буняково (ныне Домодедовский район Московской области), в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из них действующим в настоящее время является только Покровский храм села Буняково.

Что касается мужской ветви князей Несвицких, то они ведут свою родословную от литовских князей Гедиминовичей и известны с XIV века. В XVI веке они упоминаются уже в Москве при государевом дворе. Служили воеводами, стольниками, стряпчими, жалованы были поместьями.

Отец княгини, Иван Васильевич Несвицкий – русский государственный деятель (1740-1806 гг.). Сын князя Василия Федоровича Несвицкого, вице-адмирала, Санкт-Петербургского губернатора. Служил в конной гвардии и был в числе сторонников императрицы Екатерины Великой, способствовавших ее возведению на престол. Награжден золотым оружием «За храбрость» и лентой ордена святого Андрея Первозванного. С его смертью линия князей Несвицких в мужском поколении пресеклась.

Не тот ли это генерал из Половневского предания? Но в Российской энциклопедии сказано, что похоронен Иван Васильевич в Спасо-Андрониевском монастыре в Москве.  Захоронение не сохранилось.

Следующим этапом наших исследований стала история храма Сергия Радонежского, находящегося прямо у дороги на въезде в село Половнево. Храм этот, первоначально деревянный, был построен в конце XVII века, в 1696-1697 годах. Первым настоятелем храма был священник по имени Назарий.

Во второй половине XVII века церковь сгорела и вместо сгоревшей в 1782 году перенесена была церковь из села Одерихина. А в 1801 году на средства княгини А.И. Несвицкой была построена каменная церковь, существующая и поныне. Таким образом, в этом году одному из старейших каменных храмов Михайловского района исполнилось 210 лет. В 1873 году Преображенская церковь и село Поздное приписываются к храму в Половнево и приход увеличивается практически в 2 раза. Это период расцвета и села, и храма. Так продолжается до 1917 года. Затем, как и везде, церковь была закрыта, а потом переделана под нужды колхоза. Остатки фресок на стенах храма сохранились и до наших дней. Крест, а точнее вертикальная планка, тоже.

В 1991 году после захвата власти ГКЧП по дороге вдоль села выдвигались в Москву воинские подразделения. Проезжая мимо храма, они открыли огонь из пулемета по кресту и сбили сохранившуюся горизонтальную перекладину. 4 июля 2011 года, когда мы устанавливали на храм новый купол и крест, обнаружили на остове старого креста следы пуль.

В настоящее время храм находится в плачевном состоянии. Силами членов нашей организации мы убрали большую часть мусора, опилили кустарники у стен, установили небольшую алтарную перегородку, амвон с иконой преподобного Сергия Радонежского и 18 июля 2010 года, в день памяти перенесения мощей прп. Сергия, в разрушенном храме был проведен первый молебен. Мы заделали нижние окна храма от непогоды и снега. 11 июля 2011 года установили на храме купол и крест, заказали двери. Это пока все, что в наших силах.

По нашему глубокому убеждению этот храм  обязательно должен быть восстановлен или хотя бы сохранен. Теперь в нем часто бывают жители с. Грязное, с. Поздное и с. Бутырки. Купол и крест, установленные на храме, изготовил житель села Грязное Михаил.

В процессе  поисков, связанных с этим храмом, нам удалось найти сведения о последнем настоятелем храма – Знаменском Леониде Васильевиче.

Родился батюшка 31 декабря 1887 года в селе Трубецкое Тарусского района Калужской области в семье священника. Окончил Калужскую духовную семинарию в 1907 году. В 1918 году окончил пасторско-богословские курсы в Москве. В августе 1937 года был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и помещен сначала в Скопинскую, а затем в Таганскую тюрьму. 19 сентября тройкой УНКВД приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21 сентября 1937 года на полигоне НКВД в Бутово, где и захоронен батюшка в одном из расстрельных рвов. В августе 1989 года настоятель храма Сергия Радонежского Знаменский Леонид Васильевич Рязанской областной прокуратурой реабилитирован.

4 октября 2011 года наши воспитанники побывали на Бутовском полигоне вместе с настоятелем Никольской церкви отцом Романом и привезли землю из расстрельного рва. Землю эту 11 ноября мы перенесли к алтарю храма Сергия Радонежского, и теперь батюшка вернулся домой, к своей церкви.

Может быть, кто-то из читателей знает что-то о нашем батюшке, новомученике отце Леониде Знаменском. Мы также надеемся на помощь всех неравнодушных людей в восстановлении храма.

Владимир АВЕРОЧКИН,

руководитель клуба «Архангел Михаил»,

г. Михайлов, контакт. тел. 8-906-647-83-41

 

 

 

 

 

 

В начало

НАКАЗ ПРЕЗИДЕНТУ

Сегодня наша культура находится в сложном положении, многие называют его кризисным

В винограднике Божьем

Интервью Ирины Евсиной с Высокопреосвященнейшим Павлом, митрополитом Рязанским и Михайловским, в связи с 60-летием со дня рождения владыки и 20-летием архиерейской хиротонии

Судьба села и храма

В 1991 году после захвата власти ГКЧП по дороге вдоль села выдвигались в Москву воинские подразделения. Проезжая мимо храма, они открыли огонь из пулемета по кресту и сбили сохранившуюся горизонтальную перекладину

Молитвенники Троицкой церкви

В село Троица-Пеленица Спасского района батюшка Иоанн Крестьянкин приехал служить в середине 50-х годов

«Мама, не горюй!»

Мне искренне жаль тех, кто уже с маленького возраста пытается сделать из своих детей моделей или звезд шоу, наряжая их в великолепные наряды, но в душе плодят пустоту, потакая капризам

Война. Честь и достоинство

Вопросы редакции газеты «Благовест» Марине Лебедевой, автору повести «До последнего часа»

Дети и театр

Интересен и понятен ли современным детям театр? И нужно ли их вообще знакомить с театральным искусством? Все эти вопросы хотя бы однажды, но встают перед православными родителями

Теория и практика ОПК

Сейчас дебаты вокруг этого предмета особенно обострились, так как Министерство образования дало добро на проведение уроков ОПК в школах

Готовы ли мы к смерти близких?

Главное, о чем каждый из нас должен задуматься: насколько ты готов к смерти? Не своей. Здесь все понятно

Почему мы болеем

Во время пребывания архимандрита Ефрема из Ватопедского монастыря в России он ответил на вопросы жителей Екатеринбурга

Тем, кто ищет смысл жизни

Большинство людей находят жизненную мудрость в «страусиной политике». Живут, не тревожа себя трудными вопросами. Главным становятся «жизненные блага», «умение устраиваться в жизни»

.........