Логотип рязанской газеты "Благовест"

Оптинские беседы

Поучительные беседы с паломниками иеродиакона Нила, монаха Оптиной Пустыни, об истории монастыря, его старцах и о современной жизни обители и его насельников.

Основан монастырь в середине XV века, более чем полтысячелетия назад. Здесь в древних дремучих лесах близ города Козельска, который старше Москвы, разбойничал атаман Опта,  у него была большая и хорошо вооруженная ватага разбойников. Купцы здесь боялись проезжать со своими товарами. Разбойническая жизнь – это жизнь, исполненная всякого беззакония, они не только грабят, но зачастую и убивают, живут весьма греховно, пьянствуют, развратничают. Из такой бездны погибели сам человек выбраться не может, но Господь, пришедший призвать не праведников, но грешников к покаянию, Сам как добрый пастырь ищет каждую такую заблудшею овцу, и если ее обретает, то Сам берет ее на плечи и несет во двор овчий, т.е. содействием своей Божественной благодати всячески облегчает кающемуся грешнику покаянный труд.

Опта в один прекрасный для него день услышал призывающий к покаянию глас Божий и решил ему последовать. Он объявляет своим сотоварищам-разбойникам, что  с этого дня он больше не является их атаманом, уходит от них и начинает новую жизнь. Он избрал покаянный подвиг пустынножительства. Удалился в леса, где разбойничал, и начал жизнь, полную лишений. Самое тяжелое из лишений физического порядка – это голод, потому что человеку, который всю жизнь жил не постнически, а объедался, трава – это тот же самый голод, а зимой, осенью и весной к этому еще присоединяются тяжелые погодные условия. Но самые страшные не физические, а духовные трудности, в первую очередь, это напасти от бесов. Тут уж даже святым угодникам Божиим приходилось очень трудно.

Приведу в пример случай, который произошел лет четыреста спустя в скиту Оптиной пустыни во времена нашего батюшки Амвросия. Как-то ночью одному монаху в запертой келье явился страшный человек, одетый во все черное и говорит ему: «Пойдем со мной за ворота, там нас ждет тройка лошадей, поедем домой и вернемся к старой жизни». Надо сказать, что старая жизнь у этого монаха, до его покаяния и монашества, была очень греховная. Он занимался черной магией и имел прямое общение с бесами. От ужаса этот монах едва сумел проговорить слова Иисусовой молитвы, и тут черный человек стал невидимым. Однако этот монах от ужаса, который его обуял, отойти так и не смог и прямо ночью побежал в келью к преподобному старцу Амвросию, а ночью этого делать было никак нельзя, и вот почему.  Здоровье старца расстроилось настолько, что, когда к нему из Москвы приезжал один из именитых врачей на осмотр, и после такого осмотра, ожидающие люди в коридоре спрашивали его о здоровье батюшки, то он обычно отвечал так: «Что вы хотите от меня услышать? Если бы это был бы обычный человек, я бы не дал и полчаса жизни…». Старец после таких диагнозов все-таки жил многие годы.

Его жизнь была чудом благодати, которая сохраняла жизнь старца, но не избавляла его от тяжелых страданий. И уже за терпение таких болезней, за их благодушное перенесение ему хватило бы сделаться великим святым, как это произошло с Пименом многоболезненным Печерским. Отец Амвросий не только с терпением нес крест болезней, но и нес крест старческого служения. Он ежедневно по 12 часов принимал народ.  Любовь к людям не давала ему сократить часы приема.  Больных со смертельными болезнями, которым врачи были бессильны помочь, пропускали без очереди, и они выходили от старца совершенно здоровыми.

Другие люди приезжали с великими скорбями, например, многодетная мать, у которой муж пропивал все средства и бил детей. Такой человек заходит в келью понурый, лица в нем нет, а выходит радостный, как на крыльях летит. Были люди, которые приезжали и с духовными вопросами. Таковые получали от старца прекрасные духовные наставления, руководствуясь которыми, они постепенно премудро, очищали свою душу от страстей и наполнялись духовной благодати. Были люди, которые приезжали с материальными проблемами, что было странно: ведь старец не банкир… Но батюшка Амвросий и им умудрялся помогать. Как-то к нему приехал юноша, у которого была большая материальная нужда, задолженность. Он хотел поехать в Санкт-Петербург, получить маленькое наследство, которое его, впрочем, нисколько не выручало, а старец его вместо этого благословил ехать в Курск. Тот озадачился, ведь в Курске он никогда не был и никого там не знал, но, скрепя сердце, купил билет и сел в поезд. В поезде он познакомился с очень богатым человеком, который ему сказал, что хочет уйти жить в монастырь, чтобы испытать свои силы в монашестве, но одинок и ему не на кого оставить свое имение. «Если ты согласишься быть попечителем моего имения, пока я буду в монастыре»,– сказал мужчина своему несчастному попутчику, – «то я решу все твои материальные проблемы. И, если я, испытав себя, останусь в монастыре, то будешь моим наследником». Вот так Господь за молитвы старца решал неразрешимые житейские ситуации.

Час за часом больной старец Амвросий изнемогал все больше. К вечеру он переутомлялся настолько, что порой просто лишался чувств и пребывал в обморочном состоянии. И как реагировал очередной пришедший, попавший в такую ситуацию? Он не уходил, а с нетерпением дожидался, когда тот откроет глаза и набрасывался на него со своей бедой. При таком служении отец Амвросий, конечно, нуждался, хотя бы в ночном покое. Чтобы хоть как-то восстановить свои силы.

Так вот, тот монах, который подвергся искушению от беса, от ужаса не мог посчитаться  с немощью старца и ночью побежал к нему в келью. К его удивлению, он   открыл ему дверь совершенно бодрый и спокойно ему сказал: «А ведь мне Господь открыл, какой ты подвергся напасти, ведь тебе явился пятилегионный бес – начальник над 50 000 бесов, который, если кому является, то тот редко остается в живых». Вот так  молитвы старца избавили этого монаха от смертельной опасности.

Этот случай показывает нам сразу две вещи, первое: тем, кто был под властью бесов, освободиться от нее сложно, для этого нужно время и подвиг, второе: в монастырях безопасней спасаться от бесов, потому что здесь молодые монахи находятся под молитвенным покровом преуспевших монахов. Опта же решился, будучи бывшим злодеем, на уединенный пустыннический подвиг. Но нельзя забывать, что он был прежде атаманом, в которые разбойники кого попало не выбирали. Это был обычный человек с самой сильной душой. Теперь силы его души пошли на покаяние и подвиг. Действительно, с Божией помощью Опта претерпел до конца все лютые борения собственной плоти и искушения, и просветился Божественной благодатью. К нему, очистившемуся от страстей, с годами стали собираться единомысленные братья. Вскоре они построили храм в честь Макария Великого, и первое время Оптина пустынь называлась не Введенской, как в нынешнее время, а Макарьевской. В честь Макария Великого бывший разбойник Опта и принял монашеский постриг. Таким образом, он переселился в бесконечную радость и блаженство, а на земле явился основателем столь славной обители.

Продолжение в  следующем номере.

 

В начало

Разрушение бастионов

Среди основных причин вымирания русских должно указать обстоятельства духовного характера и прежде всего положение духовных сфер его жизни

Школа. Чего изволите?!

Основной проблемой начала учебного года остается Закон об образовании

Праздник непослушания

Что же случилось в «благополучной» Европе?

Учитель с большой буквы

1 сентября исполнилась пять лет со дня  преставления  приснопамятного митрополита Симона (Новикова)

«Прекрасных граждан Неба и Земли Должны мы воспитать...»

Учителям моим посвящаю. Софья НИКУЛИНА, учитель ОПК, автор–исполнитель православных песен

Оптинские беседы

Поучительные беседы с паломниками иеродиакона Нила, монаха Оптиной Пустыни

Пароход мечты

Из всего предложенного выбираю то, что ближе душе: Макарьево-Желтоводский монастырь

Возможны ли сглаз, порча?

На вопросы наших читателей отвечает иерей Федор КРЕЧЕТОВ, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца, Москва.

Джиу-джитсу по-русски

Протоиерей Сергий ТИТКОВ известен читателям «Благовеста» как организатор и один из руководителей православной детско-юношеской организации «Китеж»

Тихвинские встречи

Успешно завершил свою работу первый международный молодежный общеобразовательный лагерь «Тихвин-2011. Прикоснись к святыне»

Праздник в Студенках

11 августа известный автор и исполнитель православных песен-притч Светлана Копылова давала концерт в селе Студенки

День духовных знаний

Этот древний монастырь на берегу Волги помнит многих подвижников благочестия, среди которых великий русский святитель, духовный писатель Игнатий Брянчанинов

Сказка о пауке-супермене

Может, стоит насторожиться: почему ребенку нравится человек-паук?

Оптинские беседы