Логотип рязанской газеты "Благовест"

Углы ОПК

С иереем Георгием ЧЕРНЫШЕВЫМ беседует Ирина ЕВСИНА.

– Отец Георгий, вы по первому образованию человек военный. Закончили семинарию, учитесь на отделении теологии Рязанского университета. Почему вы так стремитесь учиться, несмотря на то, что у вас всё уже устоялось?

– Прежде всего, лично для меня образование просто необходимо. Считаю, что священник должен не только идти в ногу со временем в культурном, образовательном плане, но должен еще на полшага его опережать, чтобы у нас не повторилась предреволюционная ситуация 1917 года, когда духовенство немножко отстало от прогрессивной молодежи, которая увлекалась новомодными философскими течениями, идеями, движениями, исключающими Божественное начало и устроение мира не только в теории, но и в повседневной жизни.

Сегодня, я считаю, священник должен быть эрудированным, умеющим разговаривать на многих языках, не в смысле иностранных (хотя это тоже неплохо), он должен уметь общаться и с медиком, и с математиком, и с философом, и с крестьянином, понимая его. Да любому современному человеку образование просто необходимо. Самообразование для батюшки, на мой взгляд, должно быть постоянным.

Что вы подразумеваете под понятием «прогрессивная молодежь», какой смысл вкладываете – положительный или отрицательный?

– Сегодня в интернете много разнообразной информации: и полезной, и вредной, в любой области человеческих знаний. И у молодежи, которая в первую очередь является пользователем сети, возникает много разнообразных вопросов. Чтобы грамотно ответить на них, священник, конечно, должен иметь не только богословское образование, но и уметь ориентироваться в  других областях  знаний.

Отец Георгий, вы служите сейчас в прекрасном Борисоглебском соборе в Рязани, при котором есть хорошая воскресная школа с богатыми традициями. Как вы считаете, каждый ли ребенок, который ходит в храм, должен её посещать?

– Желательно, чтобы каждый ребенок, который ходит в храм, посещал воскресную школу. В воскресной школе у священника есть возможность простым языком объяснить детям те истины, которые мы проповедуем в храме. Но воскресная школа не должна работать по подобию общеобразовательной школы: пришел, сложил ручки и сиди, не шевелись, слушай. Школа должна быть более семейной, более доброй, преподавание в ней должно быть живым и интересным.

Каким образом это удается вашей воскресной школе?

– В детском мире любое понимание чего-либо приходит с игрой, с примерами жизненными, с примерами, которые они могут увидеть в жизни сами. Ребенок постигает этот мир, созерцая его, и, если мы приводим пример, который он может в жизни увидеть, то это ему понятно, и он это запоминает.

У меня есть очень хорошая наработка, когда можно показать ребенку опытным путем, как грех входит в чистый сосуд человека, как он загрязняет его и как тяжело его оттуда вывести.

Мы делаем так: приносим трехлитровую банку чистой воды, она символизирует у нас человека. Чистая вода – ребенок, рождающийся чистым, светлым. Затем происходит с ним таинство крещения, и мы закрываем крышкой эту банку, т.е. ставим печать, которая не позволяет грязи проникнуть в банку. Параллельно с этим, берем шприц с чернилами и капаем на крышку, чернила в банку не попадают. Затем ребята начинают расти, потихоньку грешить и крышка приоткрывается, через маленькую щель уже начинают проникать чернила – это грех, плохое слово сказал – одна капля, маме нагрубил – две капли, соврал – три. И постепенно мы видим, как вода становится черной. Всё, грех вошел в человека.

Теперь надо от него избавиться. Человек приходит в церковь, начинает каяться. Покаялся один раз – мы налили свежей водички, второй – добавили, и дети видят, как много нужно свежей водички вливать, чтобы всю эту грязь вымыть. Из опыта бывает видно, что когда мы вливаем чистую воду, то вода в банке светлеет только сверху, а внизу остается грязь. Таким образом, мы показываем детям, что на исповеди надо быть внимательней и вычищать, не стесняясь, свои глубинные грехи. Этот опыт дети очень любят и, главное, понимают, как бороться с грехом и расставаться с ним вовсе.

– Воскресная школа – это поле Церкви, сюда приходят добровольно, как в храм, и дети, и взрослые. В общеобразовательной школе рассказать о православной вере сложнее. У вас, отец Георгий, есть ведь и такой опыт, расскажите о нем.

– Помимо того, что я клирик собора, в то же время, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, я настоятель строящегося храма в честь святителя Николая Чудотворца в селе Секиотово недалеко от Рязани.

В Секиотовскую школу я пришел во втором полугодии на  должность учителя ОПК и сразу заметил, что предмет ОПК преподавался достаточно сухо. В первую очередь поразило и напугало меня то, что по ОПК были  удовлетворительные оценки, что вообще неприемлемо для этого предмета.

На мой взгляд, подбор преподавателей для ОПК должен быть очень тщательным. Учитель этого предмета должен очень сильно отличаться от любого другого учителя. Он должен быть архиинтересным, активным, должен любить этот предмет, хорошо им владеть. Учебники по ОПК очень сухие. Если преподавать по ним, мы многих детей не то, что от церкви отвратим, просто приведем их к тому, что эта тема для них будет всегда скучной. Они и церковь будут так воспринимать, как что-то скучное, на что не стоит тратить время.

И может так случиться, и случается (!), как мне известно от родителей из других регионов, приезжающих оттуда, что после преподавания ОПК невоцерковленными, необразованными, неподготовленными, не обладающими для этого качествами преподавателями, их дети просто отвратились от всего церковного.

На мой взгляд, преподавая этот предмет, не надо ставить перед собой задачу привести ребенка к церкви. Нужно преподавать этот предмет, в первую очередь, в свете культурологическом, научить детей любить ту цивилизацию и ту культуру нашей родины, которая развивалась в свете Православия. Нужно научить сравнивать и анализировать культуру, нравы, традиции Руси до крещения и после крещения. Нужно научить ребенка уважать и понимать праздники всех народов, населяющих Россию, глубоко изучив в первую очередь историю своей страны, русскую культуру. Человеку теплохладному лучше не браться за преподавание ОПК. Он должен любить детей, научить их любить Родину, а церковь они уже сами полюбят.

Отец Георгий, видите ли вы какие-то первые результаты вашего преподавания ОПК в Секиотовской школе?

– Вижу, что младшеклассникам интересно на этих уроках, а старшеклассники, для которых предмет ОПК в Секиотовской школе преподается в рамках курса по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, ходят на него без принуждения и все сто процентов. В рамках кружка мы завершили учебный год походом с ночевкой, с беседами у костра, с песнями под гитару. В такой непринужденной обстановке мы очень сблизились с ребятами, начали строить планы на будущее. Например, мы с другом запланировали открыть в школе кружок рукопашного боя, возить ребят на экскурсии в военные училища Рязани, возможно, в паломнические поездки.

Как родители отнеслись к преподаванию этого предмета?

– Сейчас очень положительно. Родители старшеклассников отмечают, что мировоззрение ребят изменилось. Не скажу, что все пришли в храм, но это и не есть задача предмета. Я убежден, что наши дети очень хорошие, просто немного заброшенные нами, взрослыми. Мы виноваты во многих их прегрешениях, потому что не научили противодействовать силам зла, не защитили их от злого влияния того же интернета, телевидения, которое приводит к духовно-нравственной пустоте.

С детьми надо заниматься с горячим сердцем, и тогда будет будущее у всех нас и всей страны.

 

В начало

Проснуться сиротой...

Вместо того чтобы помочь, чиновники довели ее до самоубийства и сделали сиротами малышей, – говорит брат Владимир

Требуются творящие добро

Вопросы газеты «Благовест» председателю социального отдела Рязанской епархии иерею Максиму Боброву

Новая жизнь Пронской пустыни

Рассказывает игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского архиерейского подворья «Пронское»

Рафт на Сосне

Наверное, у многих возникает вопрос: «Чем заняться в каникулы?» Кто-то поедет на дачу, кто-то на море, кто-то будет проводить лето в городе

Чего не знают родители

Чего не знают родители: размышления вчерашней школьницы

ПОСТУПИТЬ В ШКОЛУ ЛЮБВИ

Замуж без любви – нет, такой вариант был не для нее

Пароход мечты

Совсем недавно исполнилась мечта моего детства – совершить водное путешествие на многопалубном корабле по Волге

Касимовская старица

29 июля исполнилось 75 лет со дня преставления святой блаженной Матроны Анемнясевской

Лето в Бурнаке

Уехать бы подальше от раскаленного асфальта. Куда? Может, в деревню. И вот уже трое дошколят в сопровождении своих близких направляются в Центральное Черноземье

Как выбрать мед

Мед часто подделывают, разбавляя его, подмешивая сахар, муку, крахмал

Углы ОПК

С иереем Георгием ЧЕРНЫШЕВЫМ беседует Ирина ЕВСИНА.

иерей Георгий 
ЧернышовУглы ОПК