Логотип рязанской газеты "Благовест"

Ушинский или Петерсон?

 У многих детей за последние двадцать лет к четвертому классу пропадает желание учиться. И виной тому, как выяснили ученые из Уральского государственного университета г. Екатеринбурга, учебники начальных классов.

Уральские педагоги разработали альтернативные учебные пособия, которые опираются на труды Ушинского, на весь дореволюционный опыт, лучший советский опыт, и в результате появился комплект учебно-методической литературы, который получил благословение от Святейшего Патриарха.

В конце февраля в Рязани при поддержке отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии уральские разработчики провели обучающий семинар для учителей начальных классов из Екатеринбурга, Тольятти, Ярославля.

Три рязанских образовательных учреждения: школа №7, лицей №4 и Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского также приняли активное участие в его работе.

Наш корреспондент задал несколько вопросов научному руководителю программы Надежде Григорьевне Храмовой и методисту Ирине Анатольевне Горячевой.

Чем ваша программа качественно отличается от стандартных образовательных программ? В чем ее преимущество?

В целом наша образовательная система называется «Русская классическая школа». Мы возрождаем те методики и те книги, которые ушли с горизонта нашего образования лет сто назад. Мы пришли к выводу, что за это время наше образование достаточно сильно деградировало, и нам остается только обратиться к титанам дореволюционной педагогики в области словесности и к титанам советской педагогики в области арифметики и математики. Школьная программа в области математики в советское время развивалась, а со словесностью дело обстояло гораздо хуже, всё было сведено к правописанию и грамматике. Нас заинтересовало наследие Ушинского с той точки зрения, что через слово, через содержание учебных книг мы можем ребенку представить всю полноту мира, научить его любить этот мир, научить его не просто извлекать информацию из прочитанного, а воспринимать слово и через слово приобщаться к тысячелетней культуре нашего народа, постигать всё его наследие. Сейчас у детей формируется мозаичное, фрагментарное мышление, а наша программа нацелена на целостность и осмысленность восприятия мира.

Что вас не устраивает в современных методиках обучения русскому языку?

Нет целостного восприятия языка, речи и литературы. Главенствует сухой идол грамматики и правописания.

Есть ли в этих методиках какие-то явные ошибки?

Да, например, введение транскрипции на ранних этапах обучения просто разрушает мышление. Это та же самая ошибка, что и в учебнике арифметики для начальных классов Петерсон, где вместо цифр вводятся буквы: A плюс В равно С, при этом на иллюстрациях изображены какие-то баночки с водой, и как эта мера выражается, непонятно.

С чем тогда вы связываете такое повальное увлечение учителей начальных классов именно этими программами?

У педагогов, к сожалению, сужен выбор. Главные причины – это административный диктат «сверху» и незнание истории русской педагогики.

Но по таким учебникам работают учителя и в православных школах…

К сожалению, это так. На Рождественских чтениях на секциях, посвященных православным школам, мы пытались об этом говорить. Там мы слышали от учителей православных гимназий доклады, связанные в основном с внеучебной работой школы. Детские ансамбли, батюшки, поющие с детьми, – всё это чудесно, но всё это соседствует с атеистическим по своей сути образованием, которое разрушает сознание изнутри. Существует большая опасность, что в православных школах останется лишь «сувенирное», «елейно-балалаечное» православие, чего мы боимся и чему мы сопротивляемся.

Мария НЕФЕДОВА

 

В начало

Семья основа государства

Ювенальная пропаганда достигла масштаба информационной войны

Ушинский или Петерсон?

У многих детей за последние двадцать лет к четвертому классу пропадает желание учиться

Кризис в образовании

Российская система образования переживает глубочайший кризис за всю историю своего существования

Педагогические воззрения владыки Симона и современное образование

В совместной работе духовных и светских школ в сфере воспитания Владыка видел один из реальных путей как нравственного, так и экономического возрождения России

«Детская болезнь» юстиции

Семья есть великое благо, данное нам Творцом, заложившим нормы внутрисемейных отношений в природу человека

Великим постом

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь

Родительский форум в Рязани

Собрание было приурочено к проведению акции «Всероссийские родительские стояния» в защиту семьи, детства и нравственности

Астахова в отставку

На его месте должен быть другой человек, иначе завтра будет уже не Манежная с молодыми ребятами

Давай договоримся!

История любви

Ювенальный блицкриг

В нашей стране сейчас происходит ювенальный блицкриг

Судьба России - это нашего ума дело

Защита государства всегда осуществлялась воинами. Понятие «Воин» основывалось на Чести

Спешите делать добро

Это так удивительно, что вообще есть люди, для которых делать добро – потребность души

Перчатка бездуховности

V фестиваль хоровой духовной музыки памяти протоиерея Михаила Виноградова

«Великая реформа» и Церковь

Одной из важных исторических дат текущего года является 150-летие со дня отмены крепостного права в России

ЦВЕТЫ ПАМЯТИ

 Памяти отца Владимира Рудакова

Неоднозначное «преображение»

Что это за мощная организация, которая берется всех излечивать и которая в своих листовках называется «Христианской»

Обитаемый остров

Как часто новообращенные христиане или подросшие в православии девушки и юноши вскоре ощущают упадок

Ушинский или Петерсон