Логотип рязанской газеты "Благовест"

Россия - Родина моя

К не нашим

О вы, которые хотите

Преобразить, испортить нас

И онемечить Русь! Внемлите

Простосердечный мой возглас!

Кто б ни был ты, одноплеменник

И брат мой: жалкий ли старик,

Ее торжественный изменник,

Ее надменный клеветник;

Иль ты, сладкоречивый книжник,

Оракул юношей-невежд,

Ты, легкомысленный сподвижник

Беспутных мыслей и надежд;

И ты, невинный и любезный,

Поклонник темных книг и слов,

Восприниматель достослезный

Чужих суждений и грехов;

Вы, люд заносчивый и дерзкой,

Вы, опрометчивый оплот

Ученья школы богомерзкой,

Вы все – не русский вы народ!

Не любо вам святое дело

И слава нашей старины;

В вас не живет, в вас помертвело

Родное чувство. Вы полны

Не той высокой и прекрасной

Любовью к родине; не тот

Огонь чистейший, пламень ясный

Вас поднимает; в вас живет

Любовь не к истине и благу;

Народный глас – он Божий глас –

Не он рождает в вас отвагу,

Он чужд, он странен, дик для вас!

Вам наши лучшие преданья

Смешно, бессмысленно звучат;

Могучих прадедов деянья

Вам ничего не говорят:

Их презирает гордость ваша.

Святыня древнего Кремля,

Надежда, сила, крепость наша –

Ничто вам. Русская земля

От вас не примет просвещенья,

Вы страшны ей: вы влюблены

В свои предательские мненья

И святотатственные сны!

Хулой и лестию своею

Не вам ее преобразить,

Вы, не умеющие с нею

Ни жить, ни петь, ни говорить!

Умолкнет ваша злость пустая,

Замрет неверный ваш язык:

Крепка, надежна Русь святая,

И русский Бог еще велик!

Николай ЯЗЫКОВ, 1844

РУССКОЕ ПОЛЕ

Куликовская битва… Это что-то из далекого детства. Все поколения наших граждан узнавали об этом сражении из учебников средней школы. Слава Богу, в последнее время издается много книг по истории и для дошкольников. Взрослым задумываешься: Невская битва – Александр Невский, почему же Дмитрий Донской, а битва Куликовская? Оказывается, такое название ввел Н.М. Карамзин, а ранее это была Донская битва. 630 лет назад свершилось это событие. Кто-то скажет: какая-то некруглая дата.

Но если большинство из нас это событие сопровождает всю жизнь и наполняет гордостью, как и, например, Ледовое побоище или сражение на Бородинском поле, если мы оглядываемся на него, чтобы впитать аромат эпохи и подвигов наших предков, чтобы познакомить новые поколения с героями того дня, то стоит отметить эту дату и помнить, что защита Отечества – святое дело, Божье дело.

Профессор В.Н. Тростников так оценил обстановку накануне: «Все было предельно просто. Побеждает Мамай – останавливается распад Орды и расчленяется начавшая собираться Русь; побеждает Дмитрий – усиливается развал Орды и резко ускоряется процесс образования единого Российского государства со стольным градом Москвой». И далее он рассуждает: какая чаша поднимется вверх на весах истории? Он считает, что это зависело не от борьбы классов и формаций, а только от воли Божией, которую Бог открыл святому князю: Мамай должен быть уничтожен. История вершится на небесах. И тому подтверждение – видение оставшимся в живых после Куликовской битвы, когда разверзлись небеса и из появившегося над всем полем облака стали спускаться на ратников сияющие венцы.

В.О. Ключевский, придавая этому событию величайшее значение, писал: «Россия родилась на поле Куликовом».

Москвичи и живущие окрест узнали о победе, когда вдруг по всей Москве зазвонили колокола. И звонили они так, как никогда не звонили! Пономари вложили всю свою музыкальную душу, всю ширь, скрытую в годины печали, в этот звон. Такой импровизации Москва еще не слышала…

В память о победе и благодарность Господу и Богородице (в день чествования Ее Рождества и произошла битва) князь Дмитрий Донской основал несколько монастырей. Это Богородице-Рождественский Бобренев монастырь, Николо-Угрешский и Свято-Димитриевский Солунский. Один из них, а именно Димитриевский, получивший название в честь воина Димитрия Солунского, святого покровителя князя-победителя, возведен на Рязанской земле. Само сражение происходило рядом с Рязанской землей, и монастырь этот появился у нас. Этот факт особым образом приближает рязанцев к столь, казалось бы, давнему событию. Именно на этой горе у монахов, уединившихся от мира, останавливается Пересвет и оставляет здесь символ монашеской жизни – посох, потому что теперь ему предстоит взять по благословению Сергия Радонежского оружие. Как не трепетать душе при виде этого простого, но столь памятного посоха, ведь его можно увидеть в Рязанском Кремле. Но ниточка тянется дальше во времени. На обратном пути после битвы на Дону здесь останавливается сам князь Димитрий – монастырю положено начало.

Впоследствии водой из монастырского источника, который сохранился и до наших дней, священники кропили перед сражениями русских воинов…

…Мы порой стремимся в паломническую поездку куда-то далеко, забывая, что и рядом, на Рязанской земле, такие святые места, где особо понимаешь, что такое Божия помощь и благодать.

Нашей семье, считаю, повезло. Мы узнали об этом месте еще 15 лет назад и приезжаем сюда, как только бывает возможность. На наших глазах поднимался монастырь из руин. И теперь с каждым приездом видишь то, что поражает и утверждает в мысли: такое возможно только с помощью Божией. Это ли не чудо?! Но Господь откликается на наши молитвы, на наше рвение, на наши старания. И мы не можем узнать и понять, сколько материально и духовно было сделано настоятелем обители отцом Амвросием (Калабуховым). Видишь главное – у батюшки необъятная любовь к каждому, притекающему в монастырь. Недаром он пострижен с именем Амвросия Оптинского.

В этом году в паломническом центре Воронежа читала маршруты поездок. И оттуда люди приезжают в Димитриевский монастырь. Ведь там можно приложиться к мощам оптинских старцев, Сергия Радонежского, Иоанна Крестителя и прикоснуться к истории, к высокой духовности и поразительным делам рук человеческих.

Светлана КАДЫГРОВА, преподаватель истории, г. Рязань

P.S. В монастырь можно добраться: на рейсовом автобусе или маршрутке с автовокзала «Центральный» в Рязани до автовокзала города Скопин, из Скопина на маршрутке до п. Заречный, откуда недалеко до деревни Дмитрово.

Когда деревья плачут

На чём проверяются люди,

если войны уже нет?

Владимир Высоцкий

2010 год – год юбилея Победы не только в Великой Отечественной войне. 2 сентября исполняется 65 лет со дня капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны. Слава Богу, вновь и вновь тема той войны трогает наши сердца.

Этим летом мне удалось осуществить давнее желание посетить Брестскую крепость. Впечатления превзошли все ожидания. Когда входишь на территорию крепости – замираешь от трепетного ощущения прикосновения к великой человеческой боли и, одновременно, великой святыне. Даже гигантская звезда – ворота в крепость – кажется изломанной от боли.

Несколько часов, проведенных в Брестской крепости, меня не покидало ощущение того, что нахожусь в храме. Хотелось снять обувь, встать на колени под одной из удивительнейших плакучих ив и не говорить, не думать, не дышать. Если только молиться. Казалось, там нет времени (а, нет, есть, конечно, – 3.15 утра 22 июня 41-го...). Казалось, стоит снять один-два сантиметра земли – и вот она – ВОЙНА – великая и страшная одновременно.

В музее обороны Брестской крепости около двадцати залов, в которых все стены в фотографиях её защитников. Под ними – очень скупые биографические сведения. Почти все они начинаются 20-ми годами и заканчиваются июнем-июлем 41-го, за исключением одного-двух последних залов, где в биографиях есть продолжение... Фотографии перемежаются небольшим количеством фрагментов различных видов оружия и некоторыми другими экспонатами, найденными на территории крепости. По сравнению с большими музеями, казалось бы, довольно скромно. Но после часа-двух, проведённых среди этих лиц, выходишь на территорию, и перед тобой эти лица оживают, незримо присутствуя в крепости. И вновь время поворачивает вспять и останавливается на тех днях и часах, как будильник в одном из залов музея, замерший на 4-х часах утра...

Недавно я прочитала очень сильную повесть Бориса Васильева «В списках не значился», посвященную подвигу защитников Брестской крепости. Среди прочих ужасов тех нечеловеческих часов, дней и недель была сильная нехватка воды. Летом, в раскаленном пекле почти непрекращающихся артобстрелов, под огнеметами, от которых плавился кирпич, солдаты и офицеры, женщины и дети, члены офицерских семей, не успевшие эвакуироваться 22 июня, умирали и от жажды. А крепость со всех сторон окружена водой... Но все подходы к рекам Мухавец и Западный Буг простреливались фашистами. Фляга или каска воды нередко стоила нескольких человеческих жизней. Но самое потрясающее, что эти капли, едва смочив губы раненым и детям, выливали на пулемёты, которые не могли стрелять без охлаждения... Обыкновенные герои... Как у Высоцкого: «Кто-то там впереди навалился на дот – и земля на мгновенье застыла...»

Помня об этом и увидев на схеме объектов крепости памятник «Жажда», я долго не могла набраться мужества подойти к нему. Слишком трудно для нас, не задумывающихся о том, как на самом деле мало надо человеку для счастья и даже для жизни, представить, что пережили наши прадеды! Когда я всё-таки решилась подойти к памятнику, первое, что я увидела, потрясло больше всего из впечатлений от Брестского мемориала. Это была ВОДА в каске солдата... Покрывая окаменение наших сердец, сама природа плачет дождем на эти священные руины и памятники! И не только дождем, но и деревьями – в крепости очень много огромных плакучих ив, печально склонивших свои нежные ветви перед памятью Подвига наших солдат за нас, «иванов непомнящих».

Походив по крепости, я поняла, какое счастье, что я попала туда одна, без тургрупп и экскурсий. Таким резким диссонансом выглядят группки громко и не очень разговаривающих и даже смеющихся людей, привычно фотографирующихся на фоне Вечности (или смерти)..., выбирающих сувенирные кружки с видами руин Брестской крепости. На память. Разве это память? По-моему, память – это та тишина, которую слышно в крепости, если постараться прислушаться. Это плакучие ивы над Западным Бугом. Это желание встать на колени, поклониться земле, где-нибудь в сторонке замереть, не думать, не дышать. Это ощущение не просто живой истории – это непередаваемое словами ощущение близости Живого Бога, скорбящего над нашим равнодушием и беспечностью в главном...

...А сувениры с символикой мне напомнили известные факты из нашей древней истории, когда завоеватели славянских племен – печенеги, половцы, татары – делали кубки из черепов павших за Родину русских князей... Может, я сгущаю краски? Может, хорошо ещё, что хоть так посещают музей, детей приводят? Только грустно отчего-то. Что-то мало мы к себе требовательности проявляем. Отдыхаем там, где надо потрудиться, и старательно прилагаем усилия к делам, которые ТАМ нам совсем не понадобятся, а некоторые могут даже и помешать.

Слава Богу, что на территории мемориала восстанавливается огромный Никольский собор, построенный в крепости в 70-е годы XIX века, возрождается женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вновь идет молитва о погибших защитниках крепости, о всех тех, благодаря которым мы выстояли в той войне и живём сейчас. И о нас, забывающих неписаную закономерность, что с забвением в народе последней войны начинается следующая... (Думаю, что не ошибусь, если скажу, что две чеченские войны знают и помнят сегодня ещё меньше, чем Отечественную).

...а надо бы как у Владимира Семёновича: «Но мы ПОМНИМ, как солнце отправилось вспять и едва не зашло на востоке...» И нам бы помнить сегодня о тех, кто «ось земную» сдвинул «без рычага, изменив направленье удара».

Марина ГОСУДАРЕВА

 

В начало

Сбивка компаса

Интервью газеты «Благовест» с начальником отдела религиозного образования Рязанской епархии протоиереем Сергием Рыбаковым

По следам дымного леса

Этим летом во время страшной жары и пожаров во всех храмах и монастырях Рязанской епархии постоянно возносилась молитва о ниспослании дождя и о прекращении наступления огня

Церковь –пострадавшим от пожаров

На вопросы газеты «Благовест» отвечает руководитель миссионерского отдела Рязанской епархии, настоятель Вознесенского храма г. Рязани, руководитель епархиальной рабочей группы по оказанию помощи погорельцам иерей Арсений ВИЛКОВ

ФОРПОСТ РУСИ

В этом году мы отмечаем большую дату в истории земли Рязанской – 620 лет со дня основания Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря

«Аляска - русская по духу»

17 августа успешно завершена экспедиция «По следам Л. Загоскина. Аляска-2010». В ее составе были священнослужители Калужской епархии

Своя территория

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Острова благодати

В этом году мне захотелось необычно, но с пользой провести лето. И у меня это, считаю, получилось. Я провела месяц самой необыкновенной жизни, в качестве экскурсовода на Валааме

Трудное лето «Встречи»

Вот прошел год, как в Рязанской епархии отпраздновали 400-летие перенесения мощей святителя Василия Рязанского

Россия - Родина моя

Куликовская битва… Это что-то из далекого детства. Все поколения наших граждан узнавали об этом сражении из учебников средней школы

Паспорт здоровья школьника– новое лукавство

Ювенальщики разродились новым проектом – «паспорт здоровья школьника»

РУКА НА ПУЛЬТЕ

Мама убежала на работу, оставив ребенка у бабушки, твердо зная, что под присмотром он находится в безопасности

Не царствуй лёжа на боку

Литературный «Благовест»

О рязанских святых

В издательстве «Дело» (г.Рязань) по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла вышла в свет книга-альбом о рязанских святых «Святые земли Рязанской»

СталоНикольский соборВ Брестской крепости

Было

Стало

В Брестской крепости

Никольский собор