Логотип рязанской газеты "Благовест"

Большой круг

На Листани

В 1444 году в очередной раз на Рязанскую землю, грабя и убивая, пришли татарские воины царевича Мустафы. Залилась кровью древняя земля, опустели села и деревни и сам Переславль-Рязанский. Уцелели лишь те, кто ушел в Мещерские леса. Остальных же рязанцев, словно скот, погнали на продажу в Крым.

Рязанский князь Иван Федорович, внук князя Олега Рязанского, собрав выкуп, предложил его Мустафе за пленников. Пока шли переговоры, он послал гонцов в Москву и в Мордовию за подмогой.

По первому морозцу вернулись пленные по домам, а неожиданно грянувший сильный мороз и снегопад задержал ордынцев вдалеке от родных стойбищ. Тогда царевич Мустафа решил вернуться на зимовку в Переславль-Рязанский. А здесь, у его стен, оголодавшее и потрепанное татарское войско ожидали рязанские казаки, подкрепленные ловкими отрядами мордвы на лыжах. Повернув назад, ордынцы не смогли переправиться через не замерзшую тогда еще полноводную речку Листань, которая ныне изрядно обмелела и называется Листвянка. Здесь, укрываясь за холмами, близ села Турлатово татары были вынуждены принять бой с рязанцами, мордвой и подоспевшими москвичами. Мороз, сковавший татарские луки, обезоружил непрошеных гостей. В жестокой рукопашной схватке полегло немало воинов с обеих сторон. Холм, на котором совсем недавно был установлен поклонный крест, стал общей могилой. Захватчики – сам Мустафа и весь его тумен – были полностью уничтожены благодаря братскому объединению русских войск. Битва на Листани, хотя и менее известна, по своему значению для русской земли сравнима с битвой на Воже. А для казаков она важна и тем, что казачество впервые официально упоминается в летописях именно в связи с битвой на Листани.

На службе Отечеству

С тех времен казаки на Руси сформировались как особое сословие, подчинившее весь свой жизненный уклад защите рубежей Отечества и православной веры. В мирное время казаки занимались крестьянским трудом, обрабатывали землю, но в случае нападения они должны были из крестьян быстро превратиться в воинов. Поэтому в казачьей среде особое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи, военной подготовке. Все мальчики с самого раннего возраста обучались воинскому искусству. А женщины в отсутствие мужчин всегда могли постоять за себя. Казаки как никто сопротивлялись установлению безбожной советской власти и были жестоко истреблены и оклеветаны.

Когда стало возможным официальное исповедание Православия, в 1990 году был проведен первый казачий круг. До революции казачество было на государственной службе, но в настоящее время в России оно не сразу приняло такую же форму, как до революции. В большинстве регионов России казаки сначала регистрировались как общественные организации. Сами разрабатывали свой устав, регалии и награды, шили форму. Теперь по указанию Президента государство обратило на казаков особое внимание, и казачество ставится в ряд государственных служб.

Рязанское казачество

На Рязанской земле, особенно в Шацком, Ряжском, Рязанском районах, в 90-х годах прошлого века также стали возрождаться патриотические общественные организации казаков. На базе Рязанской школы-интерната уже более 10 лет действуют казачьи классы, где наряду с другими общеобразовательными предметами ребята глубже изучают историю России, воинские дисциплины, Закон Божий. В городе Шацке действует казачий культурный центр, возрожден из руин Николо-Чернеевский мужской монастырь, основателем которого был некогда казак Матфей.

Сейчас атаманом Рязанского отделения Центрального казачьего войска официально признан Андрей Александрович Доценко. Во многом благодаря его стараниям в Рязани 10 сентября состоялся XV Большой круг казаков Центрального казачьего войска.

«Я как атаман рязанских казаков думаю в первую очередь о развитии рязанского казачества, – рассказывает А.А. Доценко. – Предлагая провести Большой казачий круг в Рязани, пришлось немало потрудиться, чтобы обосновать это предложение. Да, есть предание о том, что донские казаки передали на Куликовскую битву икону Божией Матери, но это по преданию, в летописях об этом не сказано. А первое летописное упоминание казачества – это именно 1444 год, битва на Листани. Поэтому 15-й круг Центрального казачьего войска, я считаю, было просто необходимо проводить именно в Рязанской области».

Более 500 казаков – представители 18 регионов Центрального Федерального округа – участвовали в XV Большом круге казаков Центрального казачьего войска. В одном из самых представительных и больших залов Рязани едва хватило мест, чтобы рассадить по ранжиру казаков и гостей форума: духовенство, начиная с архиепископа Рязанского и Касимовского Павла и Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископа Павлово-Посадского Кирилла и заканчивая казачьими батюшками не только из центральных областей России, но и из дальнего зарубежья, а также представителей государственных структур Москвы и Рязани. Казачье собрание началось с молитвы перед иконой Георгия Победоносца. В своем приветствии владыка Павел пожелал казакам помощи Божией в возрождении «добрых традиций казачества, которые на протяжении многих веков были образцом для подражания в патриотизме и любви к своему народу и Отечеству». А епископ Павлово-Посадский Кирилл говорил о планах взаимодействия РПЦ с казачеством, особенно подчеркивая необходимость изучения казачеством основ православной веры. «Ибо казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение Его заповедей через служение Отечеству и народу», – сказал епископ Кирилл.

Атаман-священник и гайдук

О том, что казаки стараются уделять внимание патриотическому и духовному воспитанию, говорил и сам состав зала. Участниками круга были и четырнадцатилетние мальчишки из казачьих классов имени казачьего атамана графа Воронцова-Дашкова школы-интерната №1 г. Тамбова, и убеленные сединами старейшины и гайдуки из Черногории. Делегацию из дружественной нам маленькой славянской страны возглавил гайдук Брэнко Церович. «В Черногории гайдуки – это то же, что в России казаки, – рассказывает Брэнко. – Два года тому назад мы пригласили казаков к нам на наш праздник 6 мая, день святого Георгия. Так у нас наладилась связь с казаками, мы с ними подружились. Потом они прислали нам приглашение приехать сюда на 15-й круг. Мы православные, как и русские казаки, наша Церковь едина, у нас такие же традиции и обычаи, общая славянская культура. Мой прапрадед был гайдук-доброволец, сражался в войне с Турцией. У меня пять детей, два сына и три дочки. Сыновья тоже будут казаками. Пока мы только начинаем работу, мы зарегистрировали наше общество два года назад».

О том, как близки казаки и Церковь, свидетельствовало и присутствие на кругу атамана и священнослужителя в одном лице – архимандрита Сергия (Иванникова), настоятеля русского эмигрантского храма Успения Божией Матери в Праге и наказного атамана казачьей станицы в Праге, которая возродила деятельность казачьих организаций, действовавших в Чехии до 1945 года. В 1945 году все организации казаков-эмигрантов были уничтожены, а сейчас это движение возрождается среди потомков тех эмигрантов и новых казаков, которые приехали на жительство в Чехию уже после 1990 года. «Многие чехи до сих пор относятся к нам как к чему-то опасному, – рассказывает архимандрит Сергий, – но мы стараемся создать добрый имидж казачьего народа и привлечь потомков эмигрантов из казачьего сословия. Многие казаки оказались за рубежом в силу исторических обстоятельств – одни уехали после революции, преследуемые властью, другие эмигрировали уже сейчас, вынужденные экономическими и социальными причинами. Их нужно объединить, дать им возможность реализовать себя, почувствовать себя казаками, а не эмигрантами без роду и племени». Другую задачу пражской казачьей общины отец Сергий видит в создании у людей через культуру, через популяризацию казачьих обычаев и традиций правильного представления о казачестве. Для этого атаман-священник организует различные культурные мероприятия, например, приглашает в Чехию выступать детский казачий ансамбль из Конаково «Новая Корчева». Чешские казаки несут почетный караул на торжественных богослужениях и церковных мероприятиях для главы Православной Церкви Чехии митрополита Христофора.

…После решения уставных вопросов и выборов атамана Центрального казачьего округа, которым стал  Налимов В.И.,  а Доценко А.А. его заместителем, казаки всем своим дружным сообществом поехали отслужить панихиду к тому самому кургану на реке Листвянке, где покоятся останки наших славных предков – защитников Отечества.

Ирина ЕВСИНА

 

 

 

 

В начало

Дружное Мосолово

У многих российских храмов трудная судьба. Но многие из них, как птица Феникс, восстают из пепла и обретают новую жизнь

Большой круг

В 1444 году в очередной раз на Рязанскую землю, грабя и убивая, пришли татарские воины царевича Мустафы

Государство - семейство семей

На вопросы Ирины Евсиной отвечает сопредседатель Рязанского Общественного комитета «В защиту семьи, детства и нравственности» Дмитрий СМИРНОВ

Ребенок - продукт зачатия

Новый закон об охране здоровья приближает людей… к скотам

Уроки истории с отцом Амвросием

Современные аналитики утверждают, что если бы мы лучше знали свою историю, большинства ошибок можно было бы избежать

Со-работник Господа

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Прекрасная Солотча

В маленьких городках, в которых практически всё взрослое население работает на одном предприятии, его называют градообразующим

Еще можно спасти

Безжалостное «смывание» лица старинных русских городов, уничтожение исторических построек с неумолимой последовательностью продолжается и в Рязани

ПОЛЮШКА

Из повести о слепой праведнице Пелагее Захаровской

Сергей Есенин - детям

Знаете ли вы, что 3 октября исполняется 115 лет со дня рождения нашего замечательного земляка Сергея Есенина

Приоритеты не определены

Если верить СМИ, положение с воспитанием в школах только улучшается, но на самом деле всё далеко не так

Большой кругНа службе ОтечествуРязанское казачествоАтаман-священник и гайдук