Константин Дмитриевич УшинскийЛого

АКТУАЛЬНЫЙ УШИНСКИЙ

185 лет назад, 2 марта 2009 г., родился великий русский мыслитель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский, чьи идеи и мысли сегодня не менее, а даже более актуальны, чем при его жизни.

Он был основателем русской педагогики и народной школы, одним из основателей детской педагогики и психологии. Главный его труд «Человек как предмет воспитания. (Опыт педагогической антропологии)» в 2-х томах (1868, 1869 гг.) в течение нескольких десятилетий был основным руководством для педагогов и психологов.

Его любимой народной пословицей, которую он неоднократно цитировал в своем главном труде, была пословица «Ум без разума беда». Воспитание он ставил впереди обучения. «Чувство общественности или нравственное чувство живет в каждом из нас, точно так же, как и чувство личности, эгоизма. Оба эти чувства в виде микроскопических зародышей рождаются вместе с человеком. Но тогда как первое, т.е. нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все нежнейшие растения».

Ушинский говорил о необходимости ясной цели воспитания и о том, что воспитатель должен иметь твердые нравственные убеждения. Если они даже будут глубоко запрятаны, они будут им высказаны, даже если он этого не хочет.

«Разумный воспитатель... не оставит неразвитыми высших и духовных потребностей человека и сделает их девизом своей воспитательной деятельности».

Ушинский уже с начала своего главного труда «Человек как предмет воспитания» как в первой физиологической части, так и в психологической постоянно упоминает о душе, которую он определяет как сочетание сознания, воли и чувства (кстати, в МСЭ издания 1960 г. слово «душа» вообще отсутствует).

В вариантах к первому тому «Педагогической антропологии» Ушинский относительно материалистических воззрений говорит: «Отсюда уже видна вся опасность для общества и человечества, какая могла бы произойти, если бы воспитание сдвинулось со своих христианских основ». К сожалению, педагогика сдвинулась с христианских основ вскоре после революции 1917 г., а может быть, и еще раньше, и теперь наше общество не хочет вернуть ее на правильный путь, предпочитая пожинать плоды безнравственности, охватившей всю страну.

В область русской педагогики К.Д. Ушинский вошел как борец за народную школу, чтобы связать образование с жизнью и действовать через школу на характер народа. В 1867 г. была напечатана его статья: «О необходимости сделать русские школы русскими». И изучать русский язык следует в первую очередь, и только после этого приступать к иностранному. Также следует отдавать предпочтение изучению русской истории и русской географии, что он весьма убедительно доказывал в упомянутой статье.

В 60-х годах XIX столетия Ушинский выпустил книгу для учащихся «Родное слово», Руководство к преподаванию по «Родному слову», «Детский мир», статьи: «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Проект учительской семинарии» и другие статьи.

Константин Дмитриевич считал, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно: «Только личность может действовать на развитие личности...». В статье «О народности в общественном воспитании» он пишет: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству». В этой же статье Ушинский высказывает как философ величайшую мысль, над которой и нам следует призадуматься: «Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он позабыл эту роль, то должен удалиться со сцены: он больше не нужен. История не терпит повторений. Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». Я думаю, что никто из русских людей не хочет такого конца для нашей страны.

В той же статье Ушинский говорит: «История убеждает нас на каждом шагу, что понятия наши о достоинствах и недостатках неприложимы к целым народностям, часто то, что кажется нам недостатком в народе, является оборотной и необходимой стороной его достоинств, условием его деятельности в истории». И далее: «Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, – это идеал, представляемый нам христианством. Всё, чем человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столп в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью».

Ушинский говорит, что общественной системы народного воспитания для всех народов не существует ни на практике, ни в теории, что нельзя жить по образовательной системе другого народа. Народ должен питать собственную педагогическую систему.

Во время поездки в Крым для работы над 3-м томом «Педагогической антропологии» Ушинский захворал воспалением легких и скончался в ночь с 1-го на 2-е января 1871 г. на 47 году жизни. Захоронен он был согласно его желанию в ограде Выдубицкого монастыря. На могиле был установлен памятник с надписью: «Константин Дмитриевич Ушинский – автор «Детского мира», «Родного слова» и «Педагогической антропологии».

Леонид ЕРМОЛАЕВ

 

От редакции. Труды К.Д. Ушинского изучают во всех педагогических вузах страны. Он – один из общепризнанных столпов в педагогике, и тем более удивительно, что в современной школьной практике его опыт практически не используется. Или используется так, что его надо рассматривать под лупой. А не придется ли вскоре другим нациям под лупой рассматривать нас, русских людей, вымирающих и физически, и духовно?!!

Увековечить память

Научно-практическая конференция «Духовное наследие митрополита Симона и современность».

Рязани голубушка

Блаженная Любовь Рязанская (1852 – 1920 г.г.) прожила тяжелую, лишенную мирского благополучия жизнь.

Кризис раздвоенности

Такова душа человеческая, что она не может раздваиваться, не может раскалываться.

Против духа уныния

Размышление о молитве преподобного Ефрема Сирина по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова).

Памяти священника - композитора

Несомненным украшением Виноградовского фестиваля вот уже второй год является хор Московской Патриархии.

Красота без жертв

На вопросы молодых читателей отвечает иеромонах Лука (Степанов).

Предмет для души.

Мы должны знать свою веру, чтобы сохранить свой менталитет, не потерять свою Родину.

Гостья  в храме

В первый раз я задумалась о том, что такое храм, когда смогла его более-менее хорошо осмотреть.

Сербский златоуст

О удивительной сокровищнице духовной мысли ХХ века – наследии святителя Николая Сербского.

Актуальный Ушинский

185 лет назад, 2 марта 2009 г., родился великий русский мыслитель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский,

Кто он - будущий врач?

Совместима ли жестокость с профессией врача, учителя? Ответ может быть только один – нет.

Лазарь и «Лазарет»

Вопросы газеты «Благовест» Светлане Алексеевне РУДНЕВОЙ, преподавателю биоэтики РГМУ (г. Москва).

Отцы - десантники

Выпускник Сретенской духовной семинарии, отец Сергий по собственному желанию проходил курс молодого бойца

Добрый насельник

Один из старейших насельников Иоанно-Богословского монастыря отметил свое 70-летие.

Литургия в дни Великого поста

Воскресная школа